Знали бы Эдит Пиаф, Мирей Матье, Шарль Азнавур, ЧТО в России назовут шансоном!
Круг не умер, он просто мотает срок на кладбище.
Написать этот пост меня сподвиг недавний спор с тов. Лексусом, который на мою критику шансона, сказал, что я вот так вот взял и «смешал с говном» половину страны.
Да, действительно смешал, а почему столь примитивный вид музыки столь популярен у нас?
Итак, в моем понимании Шансон — это французское слово chanson, означающее «песня». Французский шансон— это лирическое произведение мирского характера, то есть простая или даже бытовая история, рассказанная под музыку. То, что в РФ называют «шансоном» — всего лишь красивое название «блатняка». Звуки, под которые исполняется жанр «шансон» (музыка) чаще не содержит более 2−3 аккордов, повторяющихся из песни в песню. Исполнение примитивное, примитивный текст, вокала никакого— нарочито-хриплый, пропитой голос, аранжировки убогие, точнее даже не аранжировки, а автоакоммпанемент из китайского синтезатора-самоиграйки — типичное следование культурному уровню потребителя, либо наоборот — навязывание низкого уровня слушателю. Содержание песен русского блатняка сводится к одной-единственной теме: я был фартовый пацанчик-уркаганчик, воровал/убивал/**** гусей, за что меня жизнь наказала?! Данная тема в песнях раскрывается, как правило, следующими мыслями— мусора подставили, следак-гондон дело сшил, судья-**** приговор подписал, а на суде я брал все на себя, мама, я ни в чем не виноват, вернусь- зарежу всех обидчиков. Чаще всего слушателями шансона являются люди с одной извилиной и отсутствием даже минимального музыкального слуха, что не имеет особого значения, так как данная музыка в основном используется в качестве фонового сопровождения при бухании.
Жалобливость исполнения не мешает артистам и потребителям этого жанра считать себя крутыми пацанами. Бравые песни о жиганах, крутых разборках с ментами, шлюхами и бюрократами и между собой не разбавляют общего потока соплей о плохой жизни под ментом, бюрократом, шлюхой, начальством. Высморкав очередную жалобу, герой песни не выходит на ожидаемый финал «Ну и хрен с вами всеми». Просто затихает, всхлипывая под традиционное умца-умца-умца-ца. На каждом альбоме должна быть пара лирических слезливых песен про маму и про братанов, про родной город и про что-нибудь православное.
Параллельно шансону, в котором поётся о различных представителях быдла, существует блатняк— сугубо тюремная лирика с обильным использованием фени— который коммерциализировался и оказался в магазине под названием «русский шансон».
Но как только под такое дело возникла специальная радиостанция, в и без того скупых мозгах серой массы вдруг резко усилился процесс деградации. Мол, не замечали, а вот, оказывается, как люди живут и не такие уж они плохие, да и жалко-то пареньков бедных! Или же эту массу привлекала воровская романтика. Или же ей было абсолютно пофиг. Всё это, а также ряд других факторов, возвели блатняк из аккомпанемента дешёвой рыгаловки в ранг подраздела национальной культуры.
Экспрессивное слово «блатняк» стало чуть ли не ругательным, и на смену ему пришёл более угодный коммерции эвфемизм «русский шансон» — эдакий музон, да за жизнь, да за правду-матку, эх! Жанр прочно вошёл в народ и, казалось бы, мог вечно радовать русского человека песнями про переломанную судьбу, но, слава Богу, сейчас это затихает, или мне показалось, что люди стали чуть культурнее…
Итак, интересны несколько моментов:
— хотели бы вы, чтоб ваши дети слушали это ПОДОБИЕ музыки и впитывали с «младых ногтей» подобное?
— что слушаете вы?
— давно ли вы были в филармонии или на любом классическом концерте?
Что слушаете вы?