«Музыка прежде всего должна быть
любима; должна идти от сердца и
быть обращена к сердцу.
Иначе музыку надо лишить надежды
быть вечным и нетленным искусством»
С. В. Рахманинов. К 150-летию великого композитора
I
Новый учебный год. Новый, но для меня далеко не последний. Торжественная линейка начинается ровно в десять. Классный руководитель выстраивает нас, счастливо наблюдая за нашими воодушевленно-волнующимися лицами. Мы, ещё не до конца осознавшие, что теперь студенты педагогического колледжа, с любопытством поглядываем на примеры наших будущих подражаний — старшекурсников, не выдавая нашего восхищения.
В моих руках находился предмет, ношением которого за четыре года я могу по праву гордиться. Ни разу не утерянный, в презентабельном виде — студенческий билет. В моей голове лишь одна мысль — как же хочется уже поскорее завтра прийти на пары! Зал на какое-то время замирает от музыкальных номеров и во внимательном прослушивании завершающей речи директора, а потом начинается экскурсия по колледжу.
Уютная столовая, которая добродушно нас встретила в начале большого пути, а в конце, когда будет наш выпускной, именно в ней мы будем прощаться со всеми, кто нас сопровождал в этом ремесле; кабинеты хореографии, малый концертный зал. Проходя мимо каждого кабинета, классный руководитель называет фамилии педагогов и новоиспеченных студентов, которые будут заниматься здесь музыкальными дисциплинами.
Свою фамилию я расслышала только на третьем этаже в самом конце коридора. Коридор был маленький, но шли мы по нему очень долго. На стенах висели фотографии студентов, дипломы с конкурсов и фестивалей. Предпоследний кабинет. Я слышу свою фамилию и внимательно разглядываю дверь. Дверь, с которой начнётся всё самое интересное.
II
Когда я училась в общеобразовательной школе, то ходила и в музыкальную. Заканчивая уже третье, фортепианное отделение, я понимала, что игра на фортепиано — то, что не просто доставляет мне удовольствие, с этим навыком хотелось бы связать свою будущую профессию.
Именно по этой причине, мои мысли диаметрально перенеслись от первого дня в колледже сразу на третий, потому что только через такой промежуток времени должен был состояться мой первый урок фортепиано в колледже.
До звонка на урок оставалось всего ничего. В уже, ставшим знакомым за два дня коридоре, стоял несусветный гам. Первокурсники моей группы носились в поисках нужного кабинета. Как я их понимала! Порой сама очень часто терялась и опаздывала на лекции.
Звонок. Для меня в тот момент он был особенно звонким, особенно радостным, особенно предвкушающим. Мой преподаватель фортепиано оказалась довольно молодая женщина. О, я очень часто буду вспоминать её красивые наряды на каждом уроке. Наверное, с неё я и взяла пример всегда красиво одеваться, несмотря на то, что у тебя обычный рабочий или учебный день.
Я давно хотела в свою небогатую красивыми произведениями программу, добавить пьесы П. И. Чайковского. Никогда не забуду, что именно тогда, на первом уроке фортепиано в колледже, преподаватель мне дала «Старинную французскую песенку» этого композитора. Разбор был колоссальным: начиная от аппликатуры, с которой у меня всегда были проблемы, заканчивая техническими приёмами.
Это был урок, после которого я чувствовала себя так, словно пробежала несколько километров. Наверное, именно с того момента я поняла, что трудиться придётся здесь много.
Осень недолго радовала нас бабьим летом. За тёплым и солнечным сентябрём наступила золотая пора октября, а за ним — холодный ноябрь. Я начинала привыкать к суровой студенческой жизни. Не советую вам читать воодушевлённые советы для будущих студентов — ни один из них не сравнится с жизненным опытом. Наконец, к многим событиям, пусть даже не очень насыщенным и запоминающимся вас не подготовит ни один лайфхак, ни один учебник.
Красочных описаний, как мне всё нравилось — не будет. Потому что было
всё — после уроков фортепиано болели пальцы и спина от постоянно ровной осанки, вечером я оставалась в колледже, чтобы выучить домашнее задание, ведь инструмента дома у меня не было, я приходила домой и рыдала в подушку из-за того, что у меня ничего не получается. Я сдавала зачёты, сдавала гаммы, получая замечания по поводу неверной аппликатуры, сдавала зачёты, зачёты… Ничего необычного, правда?
Зимняя и первая для меня сессия проходили мучительно. Связано, наверное, это было с тем, что так насыщенно я никогда не училась. Казалось, что голова от полученных знаний скоро взорвётся, безумно давила погода и незнакомый город. Сдав сессию, я получила программу — красивый этюд и пьесу. Я была в восторге и одновременно в ужасе: объём и сложность произведений зашкаливали! У меня никогда ничего подобного не было, и, соответственно, я очень испугалась, что не справлюсь. Омрачало ситуацию и то, что пьесу нужно было играть на первом экзамене по фортепиано в следующем семестре. В малом зале. При зрителях. Но удовольствие от красоты произведений, от доверия преподавателя превосходили все страхи. Тогда я ещё не знала, что на самом деле будет нас всех ждать.
Второй семестр проходил гораздо легче, весна быстро наступила и с приходом этого времени года росла не только трава и набухали почки, но и росло моё неодолимое желание больше учиться. Учиться я действительно начну в разы больше — пандемия коронавируса заставит всех нас оказаться дома и научит понимать трудный материал самостоятельно.
Я помню, чтобы попасть дистанционно на урок к преподавателю или хотя бы записать видео для неё, мне нужно будет проехать через весь город, не попасться полиции (ведь несовершеннолетние не могли самостоятельно передвигаться по городу без уважительной причины), добраться до подруги у которой был инструмент, но абсолютно не работал Интернет в квартире и часами сидеть учить экзаменационную программу.
Если Интернет немного появлялся, то с перебоями, мы могли с преподавателем пообщаться и позаниматься дистанционно.
Экзамен я сдавала так же — по видеосвязи.
III
Следующий учебный год я очень сильно ждала. Появились новые стимулы учиться, дистанционное обучение находилось под вопросом, поэтому было вдвойне радостно, что я буду заниматься очно.
На втором курсе, как и следовало ожидать, моя программа стала ещё сложнее. Появился у моего любимого преподавателя такой предмет, как аккомпанемент.
Но новые произведения уже не стали пугать, наоборот, хотелось как можно быстрее выучить. Именно тогда, на второй курсе, у меня зародилась идея — начать участвовать в конкурсах с произведениями. Согласитесь, когда есть приятная цель, гораздо проще выполнять задачи.
Второй курс был сложным — постоянные выходы на дистанционное обучение, но у меня уже к тому времени появился свой маленький синтезатор, в котором многие клавиши просто не играли, зато он был своим, и учить программу было спокойнее. В конце первого семестра второго курса нам, первокурсникам, предстояло играть на академическом концерте.
Наш малый зал — это маленький храм музыки. На довольно старых, но бесконечно родных стенах были нарисованные портреты композиторов, музы искусства. Стояло два концертных рояля и цифровое фортепиано. Я впервые играла на таком рояле! Впоследствии именно на нём я буду репетировать постоянно, до этого оставалось уже чуть-чуть.
Академический концерт я отыграла на пять. И это была заслуженная отметка. За собой я начала замечать, что больше обращаю внимание не на технику, а на музыкальный образ. В игру была добавлена мимика, чувства, а не просто технически верное музицирование. Преподаватель мне уже казалась не такой строгой, она больше напоминала опытного наставника, которая со мной в совершенстве учила технику и постоянно учила чувствовать произведения, говорить образы, узнавать интересные факты и биографию композиторов, произведения которых я исполняла. И я по-другому, наверное, стала смотреть на свою игру. Думать образами.
Мы начали записывать произведения на конкурсы, участвовать в очных концертах. И вместе с диким волнением, я ощущала невероятное удовлетворение от того, что я делаю.
На третьем курсе я пришла с уверенно чёткой позицией, что мне нужна исполнительская практика, поэтому сразу нацеливала себя на мысль, что нужно быстрее учить произведение, чтобы его где-то исполнить. С такими размышлениями я зашла в кабинет к преподавателю, а вышла уже с другими.
«Импровизация № 15» Франсиса Пуленка — вот, что мне дали для предстоящего экзамена по инструменту. Таких сложных произведений я никогда не видела! Для меня это казалось запредельно высокой планкой и, высшим уровнем доверия от преподавателя, которая даже не рассматривала никаких альтернативных вариантов.
Мои мысли по поводу предстоящих конкурсов пришлось отложить на полгода.
Я играла это произведение, закатывала истерики, спорила с преподавателем, а иногда и ругалась.
Помню, как зачастую её разочаровывала, потому что не могла сыграть многое, что так тщательно разбиралось на уроке. В один день, когда я снова пыталась исполнить фрагмент произведения, она достала какой-то сборник и попросила меня перестать играть. В сборнике были произведения гораздо легче того уровня, что я разбирала. Она читала с листа, с сомнением думая, что же лучше взять. Сначала я наивно предположила, что она выбирает произведения для других студентов, а потом она спросила: «Как тебе? Сыграешь?»
И во мне тогда что-то перевернулось. Я полгода не могла сыграть это произведение хотя бы без единой ошибки. После того вопроса, я выучила наизусть произведение за месяц. Не знаю, что тогда повлияло больше — мысль, что во мне начали сомневаться или мысль, что это ударило по моей гордости.
Это произведение я тоже сдала на пять, перед этим сыграв его на многочисленных конкурсах и концертах. Наверное, третий курс можно назвать самым насыщенным на мероприятия исполнительской деятельности в моей жизни. Да, я получила большую практику, но для меня ценились не дипломы, а моё отношение к игре. Она стала другой. Более чувственной, более образной. Именно на третьем курсе, мы так сплотились с преподавателем, что я уже не понимала, разве мог у меня быть кто-то другой по этому предмету?
Четвёртый курс я встречала не так радостно, как предыдущие. Я чувствовала себя переростком. Сказывалось то, что я уже работала, к многим дисциплинам я потеряла интерес, а летом недостаточно отдохнула. Год предстоял полный мероприятий, выпускных и квалификационных экзаменов, защиты диплома.
Произведения, которые я получила на свой последний выпускной экзамен были особенно сложными, но потрясающе красивыми!
Отношения с преподавателем тоже сильно изменились в лучшую сторону. Я могла с ней поспорить по какому-то музыкальному вопросу, где-то высказать своё мнение, зная, что она выслушает, можно было рассказать свободно свои мысли по поводу произведения или эпохи, в которой жил композитор, мы обсуждали часто и другие музыкальные предметы, она помогала мне с гармонией. Мы продолжали двигаться вперёд, начались разговоры о дальнейшем поступлении в вуз.
Год был сложным. Произведения давались трудно. Уроки пропадали часто из-за моей работы, поэтому выучить качественно домашнее задание практически никогда не удавалось. Не хотелось ничего, к экзамену появилось какое-то легкомысленное отношение. Именно в этот период четвёртого курса я получила четыре по инструменту за семестр. Это перевернуло меня, ведь я никогда за экзамены по фортепиано не получала четыре. Всегда блестящий результат. Это меня, наверное, взбодрило. К выпускному экзамену я была готова идеально. Уже к этому времени я начала работать по профессии, в ЦО № 8, учителем музыки. Я раскрыла личность своего преподавателя по-другому, начала больше её понимать. Выпускной экзамен я сдала так, как мы с ней и стремились — на «отлично». Но после экзамена мы не закончили наши репетиции в малом зале и кабинете. Начались конкурсы, мероприятия, к которым она меня готовила. Я осознала, что теперь умею читать с листа, пусть и не такие сложные произведения, но умею! Раньше мне казалось, что это просто нереально и подвластно только профессионалам, но теперь и я могу это делать.
Мы с преподавателем тесно взаимодействовали до конца учебного года — до самого вручения дипломов.
IV
Как-то, сдав все экзамены, я прогуливалась по коридору третьего этажа и услышала, как мой преподаватель фортепиано ведёт урок у первокурсницы. Студентка тяжело играла пьесу, которую, скорее всего, ей надо было сдавать в первом её жизни экзамене, который пройдёт в малом зале колледжа. Мой Учитель ей говорила что-то про аппликатуру, про ровную спину, про верную технику. Я невольно остановилась и прислушалась. Совсем недавно я сидела на её месте и так же мучительно выигрывала каждую нотку. Теперь я выпускница. Совсем скоро я буду держать свой красный диплом в руках и только уже вспоминать все добрые советы, которые мне давал этот чудесный преподаватель.
__
Звонок на урок. Таких звонков для меня теперь много. Третьеклассники — дети младшего возраста, но тем не менее, уже с очень умными лицами смотрят на меня. Тема сегодняшнего урока «Жанры фортепианной музыки». Мы начинаем изучать тему урока, в классе стоит рабочий шум из-за свободных ответов по теме, вольных размышлений о музыкальных жанрах, дополнениях к теме. Я приветствую такой вид общения на уроке и детям это тоже нравится. Мы переходим к моей любимой части урока — слушанию музыки. Я играла ту самую Прелюдию В.Кловы, которую играла когда-то на втором курсе. В один момент дети меня спрашивают: «А как Вы научились играть на фортепиано?»
Я улыбнулась, вспоминая и музыкальную школу, и любимый колледж, и много конкурсов, и зачёты на дистанционном обучении…
— Я ещё не научилась играть на фортепиано, — коротко отвечаю я и сразу же ловлю удивленные взгляды.
Я действительно ещё не научилась играть. Мне предстоит долгая работа в школе, где каждый день я буду сдавать экзамены, но только уже перед детьми. Мне предстоит учёба в вузе, где я обязательно буду выступать на публике. Мне предстоит много советоваться со своим преподавателем фортепиано. То, что я закончила колледж — не значит, что я закончила наши уроки.
Её имя — Васина Анастасия Александровна, которую я буду считать всегда своим Учителем. И если я когда-нибудь наберусь смелости, то обязательно покажу ей эти воспоминания в буквах.
А пока я только в начале большого пути…
Автор: Анна Соболева
Расскажите на страницах городского портала Myslo о вашем педагоге, которого вы считаете лучшим, которому благодарны или которого просто часто вспоминаете.
До 28 августа 2023 года (включительно) присылайте свои трогательные и душевные истории об учителях на почту [email protected] или загружайте сами сюда на сайт — регистрация в два клика.
А по итогам конкурса Myslo подготовит интервью с героями самых интересных историй.
Три автора-победителя получат памятные призы от портала Myslo и подарочный набор от Фонда «Эмпатия»: сумку-шопер, ежедневник и уютный свитшот или стильную футболку в модных бежевых тонах с сердечным принтом.
Жюри выберет трех победителей:
- по мнению редакции — будет оцениваться стилистика, наличие фото и видео в публикации, эмоциональность и содержание текста;
- по мнению Фонда «Эмпатия» — будет оцениваться стилистика, наличие фото и видео в публикации, эмоциональность и содержание текста;
- по мнению читателей — публикация, набравшая больше всего лайков в народном голосовании.
Победителей объявим после 1 сентября на сайте Myslo. Следите за новостями.