5. Сапа. Вьетнам - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 6 - MySlo.ru
  6. Сапа. Вьетнам - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 6 - MySlo.ru
  7. Сапа. Вьетнам - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 6 - MySlo.ru
Сапа. Вьетнам

Мы отправляемся в высокогорный городок, утонувший в облаках, окружённый рисовыми террасами и сохранивший яркий национальный колорит. Мы едем в Сапу!

- Как же я люблю ночные поезда: в 22.00 отправляемся из Ханоя, а в 6.50 следующего дня мы уже в Лао Кай (билет в купе - 385 000 VND), оттуда идут автобусы до Сапы (самый первый - в 7.00, билет - 28 000 VND). Ехать всего один час и это, пожалуй, самая необычная дорога, что я видела в жизни. Автобус то и дело ныряет в облака и туман, а когда выныривает, за окном вдруг вырисовываются бесконечные и сложные узоры полей в окружении гор, словно уходящих в никуда, бурлящие в ущельях реки и водопады, гигантские валуны на их берегах, одинокие лачуги на склонах, буйволы, напоминающие чёрных муравьёв... И потом автобус снова ныряет в туман! :)

Городок Сапа (или Шапа, как его ещё называют) был основан в 1910 году французскими колонистами для отдыха от тропической жары. Он находится на высоте 1600 метров, среди вершин Тонкинских Альп, почти у границы с Китаем. В центре Сапы - небольшое озеро, вокруг которого выстроились хороводы отелей и ресторанов. Наш Sapa Rose Hotel* (одна звезда! 900 р. за двухместный номер) в этом же хороводе.

Кровати с подогревом, бесплатный Wi-Fi, плесень на шторах, балкон с неплохим видом и отличным потенциалом на вечер :)

Если бы не паутина проводов и не крикливость наружной рекламы, можно было бы сказать, что в Сапе есть нечто европейское. Но нет :)

Вьетнамский колорит поглотил французскую утончённость :) Фишка Сапы в том, что в её окрестностях до сих пор живут этнические племена, которые не только носят свои традиционные наряды, но и соблюдают множество старинных обычаев. И всё это не ради туристов. Они просто так живут.

Знакомьтесь! Чёрные хмонги. В одежде предпочитают чёрный, тёмно-синий и лиловый цвета. Икры ног обязательно обмотаны бархатом и перевязаны тесьмой. Вместо юбок - шорты. В качестве украшений носят  большие серебряные кольца, иногда по 5-6 в одном ухе, от этого в мочках образуются тоннели. Волосы обычно собраны с затылка, обмотаны вокруг лба и закреплёны гребешками. С обувью явные проблемы, и она уж точно не имеет никакого отношения к традициям предков, на ногах у хмонгов чаще всего сланцы, резиновые сапоги или бесформенные ботинки.

Школьницы. Отучились... и на работу!

Другая яркая народность, часто встречающаяся на улицах Сапы - красные зяо. На голове у них что-то типа красных подушек, и они почти лысые. Зяо выбривают лоб, виски и брови, как только выходят замуж, и поддерживают этот имидж всю жизнь. Встретили красную зяо с бровями - значит, девушка свободна :) Зяо, как и хмонги, почти весь день шьют, вышивают и продают своё рукоделие. Причём за копейки.

В кисти платков зяо вплетают монетки, колокольчики и ключи. И на мой субъективный взгляд, красные зяо намного оптимистичнее чёрных хмонгов. Очень любят приобнять, что-нибудь подарить и поулыбаться.

А ещё они очень маленького роста! 140-150 см :)

Цветных хмонгов можно узнать по ярким платкам и рубашкам. Это Су. Ей двадцать пять, и она уже дважды мать - одна малышка за спиной, а вторая (постарше) торгует браслетами поблизости. Местные девушки выходят замуж в 14-15 лет. К сорока годам у каждой по пять-шесть детей. Не жизнь, а вечная беременность...

И это тоже Су! К слову, количество Су на квадратный метр в Сапе зашкаливает :) Пыталась продать мне свою сумку за 60 000 VND (180 рублей на наши), и я бы рада купить... Но чуть ранее я уже встретила другую Су с сумками.

В окрестностях Сапы живёт множество племён (тай, зяй, ха пхо, кинь и ещё кто-то там). У нас в отеле даже висела подробная карта с указанием, в какой деревне, кто живёт. Представители всех народностей собираются в Сапе, чтобы продать рис, кукурузу, фрукты, цветочный чай, лечебные травы, мёд, наряды и покрывала с удивительными узорами.

Базарным днём считается воскресенье. А накануне, в субботу вечером на площади у церкви устраивается так называемый любовный рынок. Не подумайте - никакого порока и разврата! Просто танцы под звуки флейты и возможность познакомиться мальчикам и девочкам из далёких деревень. Мы приехали в четверг и этого необычного действа, увы, не застали. Та самая площадь :)

Самая тусовочная улица в Сапе - Cau May, на ней множество уютных кафешек, массажных салонов, туристических офисов и магазинов. Но самое главное, дойдя до её конца, можно без чьей-либо помощи найти дорогу в знаменитую деревню Кат-Кат, где живут чёрные хмонги, и которая всего в трёх километрах от Сапы.

И это было первым местом, куда мы отправились. По дороге к нам сразу же начали пристраиваться провожатые. "What's your name? Where are you from?" На этом знание английского у них обычно заканчивается, но этого вполне достаточно, чтобы начать дружить. :)))

Глядя на густое "молоко", в которое погрузились окрестности Сапы, мы реально не представляли, в какую сторону идти? Где искать ту невероятную красоту, за которой мы приехали? И вообще есть ли у нас шансы хоть что-то увидеть?..

Дорога уводила нас куда-то вниз, люди встречались очень редко, иногда мимо нас с шумом проносились байки.

Единственная змея, которую мы видели во Вьетнаме, не считая бутылочных. Красотка была около метра в длину и валялась на дороге (её кто-то переехал в тумане!). Насколько ядовита, не знаю...

Где-то через полчаса гуляний мы оказались у входа в деревню Кат-Кат. Вход платный - 50 000 VND с человека. Вместе с билетами нам дали карту деревни с её достопримечательностями. Всё в общем-то справедливо: хочешь подсматривать за чёрными хмонгами - плати ;)

Деревня оказалась прелюбопытнейшей, а реальный быт хмонгов - удручающим. Смотрите сами - земляные полы, дырявые стены, отсутствие окон и никаких признаков нанотехнологий...

Я даже комментировать это не могу. У меня и слово "дом" никак не вяжется с тем, что я увидела и почувствовала внутри жилища хмонгов. В голове крутилась одна только мысль: "Быстрей на улицу! Там уютней".

Деревушка Кат-Кат находится в долине среди живописных рисовых террас. Куда не кинешь взгляд - везде они. Идеально горизонтальные грядки, спускающиеся огромными ступенями по склону. Всё организовано так, а не иначе, чтобы удерживать воду, необходимую для выращивания риса.

А это примитивная водяная мельница. Принцип следующий: вода стекает по желобам, наполняет ковш, ковш резко опускается вниз, вода из него выливается, ковш снова резко поднимается вверх, и этот механизм работает бесперебойно. С одной стороны рычага - ковш, с другой - боёк, который ритмично опускается в ступку и что-то измельчает :)

боёк ритмично опускается в ступку.

Больше интересных историй: http://natashionalgeographic.ru/place/7-day-sapa-terrases.html

Встречаются и более солидные мельницы :)

Кроме риса хмонги выращивают много разной зелени. Вьетнамцы вообще очень травоядная нация. К любому блюду всегда прилагается гора лопухов.

Кстати, в Кат-Кат мы попробовали баньтет - пирог из клейкого риса, начинённый мясом и кукурузой, завёрнутый в бамбук и перевязанный бамбуковой верёвкой.  Для вьетнамцев - это особенное блюдо, без которого не обходится ни один праздник! Съедобно, но не фейерверк.

"Эстафета каменщиков" по доставке щебня на стройку.

В деревне, как и положено, живёт шаман. Его дом в общем-то ничем не отличается от других. Шаман лечит всё! Переломы - травками, бессонницу - грибами, головную боль - раскалёнными медяками.

Хмонгов, когда-то пожаловавшихся шаману на головную боль, легко вычислить по пятнам на лбу. Обратите внимание на девочку.

А вот до обуви надо ещё дорасти! Свои первые сланцы дети получают в возрасте 5-6 лет :)

Уже взрослые! :)

Вместо плюшевых медвежат маленькие хмонги берут в постель крыс :)

А ещё в деревне, на радость хмонгам, мы устроили дефиле шапок. Я сразу изобразила пантомимой, что мне нужна яркая тюбетейка для очень большой головы. В подарок. И мы начали мерить! Когда я перемерила с десяток шапок и так и не остановилась ни на одной, продавщица хитро ухмыльнулась, метнулась под прилавок и... плюхнула мне на голову гнездо! Ну так мне показалось :))) Когда я увидела фото (зеркала не было, каждую примерку приходилось фотографировать), я очень смеялась. У меня на голове был какой-то абажур с висюльками! Ручная работа.

После Кат-Кат мы решили прогуляться по дороге в сторону Лао Чай. Просто шли и любовались пейзажами, выплывающими из дымки.

Весь день был туманным, серым и дождливым, но даже при такой невзрачной погоде, окрестности Сапы были великолепны!

Иногда я думаю, что туманно-дождливая Сапа была своего рода подарком для нас. Непередаваемое чувство, когда стоишь на краю горы в густом облаке, небо роняет практически невидимые слёзы (это и настоящим дождём-то назвать сложно!), и вдруг откуда-то сверху начинает улыбаться солнце, смахивает пелену с пейзажей, быстро настраивает яркость, резкость, контрастность... И мы видим просто фантастические картинки!  :)

Правда, вечером всё же пошёл реальный дождь! Я бы даже сказала не дождь, а дождище. Казалось, что наш отель вот-вот смоет в долину. Я и не знала, что молнии могут сверкать с такой частотой и такой скоростью, будто хотят прошить город. Ливень начался около десяти вечера и закончился только в 9.00 следующего дня.

Утром мы не стали ждать новых сюрпризов от погоды, поймали такси и поехали к подножию горы Фансипан (поездка обошлась в 100 000 VND). К нашей превеликой радости, 2 февраля 2016 года вьетнамцы запустили канатку на "крышу Индокитая" (так они называют Фансипан). Высота пика 3143 метра. Скорее всего, когда канатка окончательно "обживётся" и примет надлежащий вид, из Сапы организуют маршрутки. А пока вот так - или на прокатном байке, или на такси.

Фансипан - мечта всех скалолазов. Два дня нужно, чтобы покорить эту суровую вершину! Это если пешком и тайными тропами...  А если на канатке и без фанатизма - всего 15 минут. Цена билета 600 000 VND.

Но нас привлёк даже не сам факт подъёма на высочайшую гору Вьетнама, а фантастическая красота, которая открывается по пути. Рисовые террасы, многочисленные водопады и реки, сотканные из облаков, скользящие между склонами гор. Невероятная палитра красок!

Каждая кабинка рассчитана на 30-35 пассажиров, а вся система может доставлять на вершину до 2000 туристов в час. Кстати, мы не встретили во время своей прогулки ни одного европейца. Наверное, пока идёт обкатка, "белым людям" канатную дорогу особо не рекламируют.

Протяженность канатной дороги - 6292,5 метра. По словам разработчиков, система устойчива к экстремальным погодным условиям северной горной провинции. На самом верху установлен датчик "уровня опасности" и в день нашего посещения он был максимальным. Так что мы на себе проверили эту самую устойчивость.

Станция, куда прибывают кабинки, - это ещё не самая верхняя точка на Фансипан. Дальше в гору уходят крутые ступеньки. Пафосные стенды обещают сад камней, храмовые комплексы, пагоду, гигантского Будду и смотровую площадку. Масштабно! Но пока не реально.

Парк в разработке, и на Фансипан идёт большая стройка! Спрятаться от леденящего ветра можно в одном единственном полностью достроенном храме.

Там же от разгула стихии и гнева небес прячется монах-отшельник. "Пока я здесь на Фансипан, с нами бог и всё будет хорошо," - как бы говорит он.

Чем выше мы поднимались, тем сильнее бесновался ветер. У меня даже очки унесло! Пришлось догонять :)

Несомненный плюс самостоятельных путешествий - не надо никуда спешить.

Внизу нас ждал знакомый таксист, который и вернул нас в Сапу на центральную площадь. Пройдя по улице слева от католического храма и повернув налево, мы нашли вход в городской парк Хамронг. Он тоже был у нас в планах. Билет 70 000 VND (это как в кино в Туле сходить).

К билету прилагается карта парка с указанием основных достопримечательностей. Сразу обращаем внимание на три из них: "Каменный лес" (16), "Облачный сад" (21) и пещера "Дикобраз" (20).

"Каменный лес" - это вулканические камни причудливых форм, которые образуют настоящий лабиринт на склонах горы Хамронг. Если в душе вы чуть-чуть петрофил, то это местечко точно не оставит вас равнодушным! :)

Из "Облачного сада" горы Хамронг открывается отличный вид на город, озеро и окружающие горы.

Жёлтый домик с арками под крышей, он почти на переднем плане - это наш однозвёздный отель :)

Пещера "Дикобраз" напоминает стихийный храм в скале.

Каждые полчаса в парке Хамронг - вьетнамские народные песни и пляски. "Концертный зал" - на карте под номером 10.

Парк оставил очень приятное впечатление: цветочные клумбы, тенистые дорожки, фонтаны и чайные домики... Там очень душевно.

Из области "очевидное-невероятное". Заходишь в супермаркет, а там молельный уголок, где все - Будда, Хошимин, Пиво. И молись, кому хочешь :)

Ну, и какая же Сапа без её маленьких уютных ресторанчиков? Достаточно пройтись по шумной Cau May и обязательно найдётся что-нибудь по душе. Мы в первый же вечер выбрали Viet Emotion. Делюсь, потому как влюбились.

Волшебная кухня! Идеально всё: подача, размер порции, вкус, соотношение цены и качества. Два горячих плюс бутылка красного вина обошлись нам в 450 000 VND.

Мы уехали из Сапы около шести вечера, всю обратную дорогу я сидела, прилипнув к окну автобуса. За стеклом мелькали сложные узоры полей и рек в окружении величественных гор, а в мыслях было только одно: такого не увидишь больше нигде на планете. Сапа уникальна.

В 21.10 мы сели в поезд "Лаокай - Ханой". Нас ждала столица!

Первые четыре серии нашего вьетнамского сериала:
1. "Хюэ. Поход на три буквы"
2. "Хойан. Красавчик и светила".
3. "Мраморные горы и мост-дракон".
4. "Ниньбинь. Велосипедный рай и гребубли".

Хотите поделиться своими «дорожными историями»?
Пишите в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)

Опрос

Что вас удивило, не считая пейзажей?

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

20 июня 2016, в 09:14 +34

«Гульбарий»

Маршруты выходного дня и дерзкие планы на лето. Кто не подпишется, в отпуск не пойдет!