Как бороться  со школьной усталостью

Как бороться со школьной усталостью

Моему ребёнку 8 лет, он второклассник. Нагрузки в школе всё больше. В последнее время мой сын стал подавленным, замкнутым, спит беспокойно. Говорит, что ему на уроках трудно и вообще устал от школы. Как помочь сыну? Как избежать переутомления в школе? 
Вера, 36 лет, Тула
 
Трудностей в школе может быть много – и усталость, и разочарование, и конфликты, и потеря интереса к учебе. Если ваш ребёнок не делится своими успехами и достижениями, на расспросы отвечает неохотно, стал замкнутым, не хочет идти в школу, придумывает себе болезнь, прогуливает, говорит, что с ним никто не дружит или что он не хочет ни с кем дружить, это серьёзный повод для беспокойства! 
 

Что может разочаровать в школе

 
  1. Ребёнок в дошкольном возрасте не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, поэтому сформировалась установка на «отказ от усилия». Учёба требует постоянных усилий, преодоления трудностей, и возникает противодействие. 
  2. Ребёнка в раннем детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.
  3. Ребёнку, наоборот, рисовали будущие его успехи в школе в радужных тонах. Преувеличивали его таланты и способности, говорили, что он самый лучший. Если ребёнок не ходил в детский сад, это усугубляет ситуацию. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что возникает резко отрицательное отношение к школе. 
 

Чего нельзя говорить ребёнку

 
  • Вот пойдёшь в школу, там тебе…(Страх)
  • Ты, наверное, будешь двоечником?! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу)
  • Будем тебя сильнее любить, если ты станешь отличником! (Любовь родителей условна, только за заслуги, не учитываются реальные возможности ребёнка)
  • Учись так, чтобы нам за тебя краснеть не приходилось! (Ребёнок несёт бремя ответственности за самооценку родителей. Такой непосильный психологический груз приводит к неврозу)
  • Попробуй мне только ещё сделать ошибку! (Ребёнок находится под постоянной тяжестью угрозы наказания, у него может развиться комплекс неполноценности) 

Как поддержать желание учиться

 
  1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. 
  2. Не забывайте, что прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. 
  3. Дайте ребёнку право на ошибку. Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте его. И обязательно хвалите – за каждый, даже совсем крошечный успех.
  4. Не думайте за ребёнка. Помогая с заданием, не делайте всё сами, иначе ребёнок начнёт думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно.
  5. Обращайте внимание на любые трудности и по необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, займитесь ими, так как учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние. 
  6. Интересуйтесь всеми школьными делами, не будьте равнодушными, не отзывайтесь негативно о школе и учителях – эта позиция передаётся ребёнку. 
 

Боремся с усталостью

 
Не секрет, что нагрузки в школе сейчас просто сумасшедшие! Многие родители ещё отдают ребёнка на дополнительные занятия. Нагрузка в школе (особенно для детей гиперответственных, медлительных, тревожных) приводит к тому, что многие к 10 годам теряют интерес к учёбе, не говоря уже о каких-либо достижениях. Здоровье детей за последние годы катастрофически ухудшилось. 
 
Ребёнок устаёт, если:
 
  • Произошли изменения в поведении. Он стал раздражительным, беспокойным, быстро утомляется. Нарушаются контакты с родителями и со сверстниками.
  • Он стал часто болеть, участились жалобы на головную боль, беспричинно поднимается температура и пр.
  • Нарушился сон: ребёнок плохо засыпает, спит беспокойно, а иногда, наоборот, сон чрезвычайно глубокий.
  • Ухудшился почерк, при письме – много ошибок, иногда глупых.
  • Наблюдается нервное перевозбуждение. Проявляться оно может и в неумении расслабиться.
 
Что предпринять родителям:
 
  • Продумать и грамотно составить для ребёнка режим дня. 
  • Больше общаться с ребёнком, быть в курсе его переживаний, помогать ему, меньше нагружать дома и больше гулять с ним.
  • Сделать нагрузки оптимальными. Если ребёнок учится в спецшколе с углублённым изучением какого-нибудь предмета, по возможности правильно оценить обстановку и, возможно, перевести его в обычную школу.
  • Чаще хвалить своё чадо, а на выходные давать хорошо выспаться. Не забывать давать ребёнку поливитамины.

Как решать конфликты с учителем

 
Учителя бывают 4-х типов: демократ, энтузиаст, диктатор и рабочая лошадка (работает на две ставки, берёт все замены, очень устаёт). Конфликты возникают чаще с тремя последними. Но к каждому можно найти свой подход. 
 
С диктатором трудно поладить ученикам, привыкшим к демократичному воспитанию. Если возник конфликт, лучше подойти к учителю и выяснить, насколько обоснованны его требования, а уже потом поговорить с ребёнком, объяснить ему «психологию» учителя. К обоснованным требованиям ребёнок со временем привыкнет.
 
С учителем-рабочей лошадкой проблемы могут возникнуть банально из-за его перегруженности. Поговорите с учителем, проявите сочувствие, поддержку.
 
Чтобы избежать конфликтов с энтузиастом, ребёнку достаточно любить его предмет или хотя бы проявлять к нему интерес. Вообще конфликтов будет меньше с тем учеником, который не только неплохо учится, хорошо себя ведёт, но и за которого беспокоятся родители, общаются с педагогом, просят совета, предлагают помощь.
Автор: Алина Винокурова, 6 октября 2014, в 16:47 +5
Почему люди врут?
Почему люди врут?
Как быть бодрым целый день?
Как быть бодрым целый день?