Моему ребёнку 8 лет, он второклассник. Нагрузки в школе всё больше. В последнее время мой сын стал подавленным, замкнутым, спит беспокойно. Говорит, что ему на уроках трудно и вообще устал от школы. Как помочь сыну? Как избежать переутомления в школе?
Вера, 36 лет, Тула
Трудностей в школе может быть много – и усталость, и разочарование, и конфликты, и потеря интереса к учебе. Если ваш ребёнок не делится своими успехами и достижениями, на расспросы отвечает неохотно, стал замкнутым, не хочет идти в школу, придумывает себе болезнь, прогуливает, говорит, что с ним никто не дружит или что он не хочет ни с кем дружить, это серьёзный повод для беспокойства!
Что может разочаровать в школе
- Ребёнок в дошкольном возрасте не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, поэтому сформировалась установка на «отказ от усилия». Учёба требует постоянных усилий, преодоления трудностей, и возникает противодействие.
- Ребёнка в раннем детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.
- Ребёнку, наоборот, рисовали будущие его успехи в школе в радужных тонах. Преувеличивали его таланты и способности, говорили, что он самый лучший. Если ребёнок не ходил в детский сад, это усугубляет ситуацию. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что возникает резко отрицательное отношение к школе.
Чего нельзя говорить ребёнку
- Вот пойдёшь в школу, там тебе…(Страх)
- Ты, наверное, будешь двоечником?! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу)
- Будем тебя сильнее любить, если ты станешь отличником! (Любовь родителей условна, только за заслуги, не учитываются реальные возможности ребёнка)
- Учись так, чтобы нам за тебя краснеть не приходилось! (Ребёнок несёт бремя ответственности за самооценку родителей. Такой непосильный психологический груз приводит к неврозу)
- Попробуй мне только ещё сделать ошибку! (Ребёнок находится под постоянной тяжестью угрозы наказания, у него может развиться комплекс неполноценности)
Как поддержать желание учиться
- Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.
- Не забывайте, что прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу.
- Дайте ребёнку право на ошибку. Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте его. И обязательно хвалите – за каждый, даже совсем крошечный успех.
- Не думайте за ребёнка. Помогая с заданием, не делайте всё сами, иначе ребёнок начнёт думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно.
- Обращайте внимание на любые трудности и по необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, займитесь ими, так как учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние.
- Интересуйтесь всеми школьными делами, не будьте равнодушными, не отзывайтесь негативно о школе и учителях – эта позиция передаётся ребёнку.
Боремся с усталостью
Не секрет, что нагрузки в школе сейчас просто сумасшедшие! Многие родители ещё отдают ребёнка на дополнительные занятия. Нагрузка в школе (особенно для детей гиперответственных, медлительных, тревожных) приводит к тому, что многие к 10 годам теряют интерес к учёбе, не говоря уже о каких-либо достижениях. Здоровье детей за последние годы катастрофически ухудшилось.
Ребёнок устаёт, если:
- Произошли изменения в поведении. Он стал раздражительным, беспокойным, быстро утомляется. Нарушаются контакты с родителями и со сверстниками.
- Он стал часто болеть, участились жалобы на головную боль, беспричинно поднимается температура и пр.
- Нарушился сон: ребёнок плохо засыпает, спит беспокойно, а иногда, наоборот, сон чрезвычайно глубокий.
- Ухудшился почерк, при письме – много ошибок, иногда глупых.
- Наблюдается нервное перевозбуждение. Проявляться оно может и в неумении расслабиться.
Что предпринять родителям:
- Продумать и грамотно составить для ребёнка режим дня.
- Больше общаться с ребёнком, быть в курсе его переживаний, помогать ему, меньше нагружать дома и больше гулять с ним.
- Сделать нагрузки оптимальными. Если ребёнок учится в спецшколе с углублённым изучением какого-нибудь предмета, по возможности правильно оценить обстановку и, возможно, перевести его в обычную школу.
- Чаще хвалить своё чадо, а на выходные давать хорошо выспаться. Не забывать давать ребёнку поливитамины.
Как решать конфликты с учителем
Учителя бывают 4-х типов: демократ, энтузиаст, диктатор и рабочая лошадка (работает на две ставки, берёт все замены, очень устаёт). Конфликты возникают чаще с тремя последними. Но к каждому можно найти свой подход.
С диктатором трудно поладить ученикам, привыкшим к демократичному воспитанию. Если возник конфликт, лучше подойти к учителю и выяснить, насколько обоснованны его требования, а уже потом поговорить с ребёнком, объяснить ему «психологию» учителя. К обоснованным требованиям ребёнок со временем привыкнет.
С учителем-рабочей лошадкой проблемы могут возникнуть банально из-за его перегруженности. Поговорите с учителем, проявите сочувствие, поддержку.
Чтобы избежать конфликтов с энтузиастом, ребёнку достаточно любить его предмет или хотя бы проявлять к нему интерес. Вообще конфликтов будет меньше с тем учеником, который не только неплохо учится, хорошо себя ведёт, но и за которого беспокоятся родители, общаются с педагогом, просят совета, предлагают помощь.