Соревнования прошли под Тулой уже в 15-й раз. 18 ноября Myslo побывал там и своими глазами увидел, что это на самом деле и кому оно надо.
…На часах ровно 10.00, на улице минус три. Погода отличная: грязь окаменела, а значит, разлетаться во все стороны и забиваться в колеса будет не так активно. На небе ни облачка, морозный воздух бодрит, солнышко пригревает.
Не успели мы пройти через заросли пожухлой дикой растительности, как услышали грохот и брань — кто-то успел упасть с железного коня еще до заезда. Беспокоиться не о чем: все райдеры одеты в специальную экипировку и шлемы.
На случай серьезных травм дежурит карета скорой помощи, а перед регистрацией спортсмены подписывают согласие на отказ от претензий.
Немного поодаль от парковки расположилась поляна — наше пристанище на ближайшие полдня. Здесь несколько точек интереса: шатер с техникой для тест-драйва, полевая кухня, спонсорская палатка с лототроном, стойка регистрации и там же магазин с мерчем.
Напротив распластался длинный стартовый коридор, огражденный сигнальными лентами. Он напоминает дракона: рев моторов — его рычание, дым из выхлопных труб — его дыхание, корпусы мотоциклов — блестящие чешуйки, а арка с надписью «ФИНИШ» — широко разинутая пасть.
Участники заезда, которые уже успели зарегистрироваться, заняли места на старте и оживленно беседуют. Некоторые подчеркивают свою индивидуальность необычными образами, как этот мотоциклист, — на нем пушистая плюшевая шапка в виде мамонтенка.
— Эта шапка вместе со мной уже лет 10 катается, — смеется он. — Фоткай, почему нет! Ой, только не надо меня никак представлять. Вот, хочешь, Слоненок или Мамонтенок…
Музыка оглушает. Ведущие задорно комментируют происходящее и направляют гостей слета. Подходим к лототрону — надо заполнить маленький бланк, а корешок оставить себе. Наш опустился в барабан первым. Забегая вперед, скажем: выиграть нам ничего не удалось. Зато другие три человека получили свои брендированные термосы и прочие призы — мелочь, а приятно.
А людей (и машин) все больше и больше. Толпа собралась разношерстная: и стар и млад, парни и девушки, спортсмены, их друзья, родственники и зеваки — они не в первый раз приезжают на «Льва Николаевича» просто посмотреть. Кто-то взял с собой четвероногих любимцев, кто-то — любимые музыкальные инструменты.
— Мотоциклами я увлекаюсь давно, — рассказывает Анастасия, — езжу на внедорожной технике стыдно сказать сколько (смеется). Лет пять назад купила собственный мотоцикл и теперь выезжаю на такие алко-ралли «покатушки». Тут прикольно пообщаться, дружелюбная атмосфера. Плюс это отличная физическая нагрузка.
По статистике, которую нам удалось получить после заезда, выяснилось: из 150 участников было примерно 5 девушек, и только одна из них ехала самостоятельно, на собственном питбайке.
Впрочем, цифры для этого не нужны — несложно и догадаться. Мы спросили Анастасию, как относятся к девушкам в сообществе эндуристов:
— Девушки в фаворе, потому что нас не так много. Все-таки занятие это требует большой физической силы и выносливости. Так что мужская часть комьюнити гордится нами. Помощь на трассе в приоритете — всегда чувствуешь поддержку. Это очень приятно! (улыбается).
Мужчина и женщина, ведущие на поводке троих собак, растерянно оглядываются по сторонам:
— Да уж, питомцы!.. Одного вот потеряли, найти не можем, — ворчит Павел. Он говорит о своем сыне — Макаре. Сегодня они должны были соревноваться вместе, но байк Макара сломался, и отец отдал ему свой. Виновник торжества быстро обнаруживается, так что с ним мы тоже поговорили.
— Мне 14, занимаюсь я с 6 лет. Приучил меня, конечно, папа. Волнуюсь: не страшно упасть — страшно проиграть. И так каждый год. Ну, были и медали (смущенно, но не без гордости, улыбается). Много медалей.
Замечаем пару молодых людей в милейших шапках-ушанках. Это Алексей и Соня, им по 16 и 14 лет соответственно. Пришли они сюда поддержать папу Сони и лучшего друга. Сами они тоже катаются, но сегодня без техники.
…Одним словом, весело! Уж от кого-кого, а от брутальных байкеров и суровых дядек такой общительности и дружелюбности ну никак не ожидаешь. Это, пожалуй, одно из самых приветливых и открытых комьюнити: и про мотоциклы расскажут, и объяснят, если что-то не понятно, и вкусным угостят.
На часах 11.00. Набежали тучки, будто для драматичности: гонка вот-вот начнется! Зрители выстроились в две шеренги, став живым продолжением коридора. Кто-то забрался на холмик и наблюдает оттуда, лузгая семечки и снимая на телефон. Жужжат коптеры. Ведущие начинают отсчет.
Тридцать, двадцать пять, двадцать…
Старт!
Первыми с места срываются мотоциклы с коляской — небольшой площадкой с перилами. Конструкция выглядит очень шаткой и небезопасной: на своих двоих удержаться — настоящее испытание. Первый же «колясыч», не проехав и 10 метров, заваливается на бок. Толпа в исступлении: «Не тупи, топи!», «Ну че ты встал?!», «Давай, друг, давай!» Штурман ловко вскакивает на ноги и, поднатужившись, вытаскивает крошечный мотоцикл из ямы и запрыгивает обратно в коляску. Гонка для них продолжается.
За ними — мотоциклисты. Земля уже достаточно распахана, чтобы увязнуть на месте или попасть в колею: так один из участников чуть не въехал в зрителей (и не было бы этого репортажа…). Комья грязи летят во все стороны, мотоциклы встают на дыбы (такой трюк называется «вилли») — водитель приподнимает «забрало» шлема, воинственно встает на свой квадроцикл и, обернувшись на «войско», призывно вскидывает кулак.
Теперь — квадроциклы. Четырехколесной тяжелой технике куда легче справляться с бездорожьем. Некоторые из них двухместные: водители преодолевают полосу препятствий с дамами сердца. Настоящая рыцарская романтика!
В самом конце едут те, кто заявку на участие не оформлял и хочет прокатиться для себя. Набирается примерно дюжина разношерстной техники. И несмотря на то, что они не получат жетон-медальку в конце, не клеили номер на свои мотоциклы, не начинают заезд вместе с остальными, — несмотря на все это, они счастливы и с таким же, если не большим, рвением наступают «в атаку».
На этом экшен заканчивается — при всем желании мы бы не смогли бежать по болотам за гонщиками все 5 часов. Зато ехать — пожалуйста! Мы прокатились на китайском чудо-вездеходе в рамках тест-драйва.
Конечно, мы не поедем сами — нас прокатят. Заезд длится не больше 10 минут, а его маршрут пролегает по территории турбазы «Берлога» — там, по сравнению с трассой «николаевцев», все безобидно. Но для первого раза даже такой опосредованный опыт оказался впечатляющим. Первые пару минут было страшновато — не знаешь, чего ожидать, как правильно сидеть и держаться за ручки. Но сомнения в собственных силах быстро улетучиваются (что по большей части заслуга водителя — мы плелись в самом конце процессии), и остается чистый драйв: ветер в лицо, ощущение скорости и непередаваемый трепет перед неизведанным. Голова моментально пустеет, сердце — маленький моторчик — бешено стучит, остается только какое-то примитивно-животное желание мчаться, мчаться, мчаться вглубь леса. Кажется, мы плотно подсели — хочется ощутить это снова, прокатиться еще разок…
Единственный минус — окоченевшие пальцы.
До конца заезда — еще час-другой. За это время мы успели поговорить с Сашей Крупным — имя, знакомое каждому «мотоодержимому». Нам же он известен как инструктор «Мотопарка» и настоящий панк — уже 28 лет он не слезает с мотоцикла.
— Тут не надо представляться, много слов. Сюда надо приезжать и отдыхать. Очень комфортная атмосфера, для здешних «Лев Николаевич» — праздник. На сегодняшний день это мероприятие с самым высоким уровнем. Начиналось оно с пьянок-«покатушек», теперь все серьезнее. Чтобы вы знали: в Туле всего два мероприятия такого плана — одно организуем мы, «Самогонщики», а второе — «Самофар-треффен». Над ним работает «патриарх» мотодвижения — Александр Святославович «Чукча». Оно пройдет, если не ошибаюсь, в феврале и еще летом. Вещь бомбическая — все «мотопсихи» с района приезжают туда, веселятся, отрываются!
Потихоньку участники финишируют. Те немногие, кто остался ждать их возвращения и не убежал на турбазу греться, встречают их как настоящих героев. Вид участников и их техники с лихвой компенсирует невозможность следить за всей гонкой — все и так ясно: с головы до ног грязные, без «лопухов» (так называется защита, крепящаяся на руль эндуро-мотоциклов, чтобы обезопасить руки водителя от травм), с покрытыми комьями земли спицами. Экипаж одного из квадроциклов вообще протянул девушке-стартеру (это она вместе с ведущим дает отмашку «Старт!» и встречает водителей у финиша) отвалившееся по пути сиденье. Главное, что сами целы.
Теперь остается припарковать технику (то, что от нее осталось) и снять точки — показать судьям фотографии, подтверждающие, что спортсмен проехал весь маршрут, нигде не срезая.
Остается томительное ожидание — судьи должны подсчитать результаты и определить победителя.
На часах 16:20. Солнце зашло за деревья, тучи закрыли небо. Холодно. Кафе распродает остатки съестного, палатки сворачиваются, а участники, хохоча и громко переговариваясь, торопятся на турбазу — отдыхать, веселиться в баре и смотреть концерт.
Результаты соревнований: