1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Туляки в истории
  5. Уникальный прыжок в тульском небе: 50 лет легендарному «Кентавру» - MySlo.ru
Уникальный прыжок в тульском небе: 50 лет легендарному «Кентавру»
Фото из домашнего архива Леонида Зуева

Уникальный прыжок в тульском небе: 50 лет легендарному «Кентавру»

5 января 1973 года на полигоне «Слободка» Тульской дивизии ВДВ впервые было осуществлено десантирование боевой машины с экипажем. Никто в мире так и не решился с тех пор повторить нечто подобное.

Пистолет с одним патроном

В память об этом событии на эмблеме Тульской дивизии ВДВ теперь есть изображение кентавра. Именно так — «Кентавром» — называлась система, позволившая осуществить задуманное. «Кентавр» — потому что механик-водитель при движении машины по-походному высовывается из нее по пояс.
 
Идея десантирования внутри боевых машин принадлежит легендарному командующему ВДВ генералу армии Василию Маргелову. Но одно дело задумать, совсем другое — осуществить на практике. К этому десанту готовились несколько лет, практически как к запуску человека в космос.
 
Специалисты КБ Московского агрегатного завода «Универсал» рассчитывали технику. ГНИИ авиационной и космической медицины проводил испытания по переносимости ударных перегрузок, действующих на человека. Проводились контрольные сбросы манекенов с различной высоты с имитацией вариантов приземления: в случае отказа одного или двух парашютов, изменения погодных условий, различных непредвиденных ситуаций. Для защиты жизни членов экипажа были установлены видоизмененные аналоги космических кресел «Казбек-Д».
 
Потом прошли опыты с собаками. Привязали в ложементах сеттера и немецкую овчарку. А вот мальтийская болонка одного из будущих участников десанта Леонида Зуева укусила за руку державшего ее офицера и забилась куда-то внутрь машины. Однако приземление прошло успешно, и все собаки оказались здоровы.
 
Первыми испробовали на себе надежность системы «Кентавр» собаки.
Генерал Маргелов был настолько уверен в надежности и безопасности конструкции, что хотел сам участвовать в первом десанте. Однако министр обороны Гречко отверг это предложение. Тогда приняли решение, что полетят преподаватель Рязанского десантного училища подполковник Леонид Зуев и сын Маргелова Александр, старший лейтенант.
 
Леонид Зуев и и Александр Маргелов.
«В середине декабря 1972 года мы с Леонидом Зуевым и пятеро дублеров на специальном тренажере прошли подготовку к десантированию внутри боевой машины. Она проводилась на базе филиала завода „Универсал“ у деревни Медвежьи Озера под Москвой.
 
Наконец министр обороны Гречко дал согласие на прыжок, под личную ответственность командующего ВДВ». Маргелов, конечно, был уверен в положительном исходе эксперимента. Но устойчивая легенда, которую передают до сих пор, рассказывает, что в кармане у него лежал пистолет с одним патроном — смерти сына он бы себе не простил. Неиспользованный патрон он потом сыну и подарил в качестве талисмана.
 
Подготовка к прыжку велась в строжайшей тайне. Однако о сути эксперимента и о том, кто будет в машине, знали очень многие в части — земля слухом полнится.
 
Подготовка к экспериментальному прыжку.
Старшим в группе выбрали Зуева, он был командиром экипажа и одновременно механиком-водителем; Александр Маргелов — наводчиком-оператором. Экипажу была поставлена задача после приземления расшвартовать машину и начать движение не более чем через две минуты, пройти определенный маршрут, стреляя по мишеням из орудия и спаренного пулемета. По воспоминаниям Александра Маргелова: «Мы должны были доказать, что не только отлично перенесли все этапы десантирования, в том числе ударные перегрузки при приземлении, но и сохранили физические и умственные способности, чтобы вести боевые действия».
 
Подготовка к первому прыжку.
 
 
Оба десантника были вооружены пистолетами, ножами, каждый имел по две гранаты в нагрудном кармане.
 
С начала 1973 года стали ждать подходящей ясной, безветренной погоды. И наконец, 5 января решили, что эксперименту быть.
 
 
Десантирование было произведено с высоты 800 метров. После нескольких десятков метров полета над платформой с семитонной БМД раскрылись пять куполов парашютов. В воздухе отказала радиосвязь, и ориентировались по личным ощущениям и показаниям приборов. Наконец, приземление.
 
Эксперимент удался, он подтвердил идею командующего, что десантники сразу после приземления могут вступать в бой, и это значительно повышало боеспособность армии. После Леонида Зуева и Александра Маргелова бросок «Кентавтра» повторили сотни солдат и офицеров ВДВ, все эти десантирования прошли успешно. Никакая другая армия мира желающих повторить эксперимент на себе не нашла.
 

Стройбатовцы-парашютисты

Леонид Зуев получил досрочно звание полковника, орден Красной Звезды и золотые часы. Александр Маргелов только через двадцать лет получил звание Героя России.
 
Первый раз Леонид Зуев прыгнул с парашютом в 16 лет, окончив курсы ДОСААФ. Рассказывал, что о своем первом прыжке заранее предупредил родителей. Сказал, что сначала прыгнет инструктор, а вторым он. Мама с сестрой наблюдали за этим событием со двора дома. И увидели, как над первым парашютистом раскрылся белый купол, а второй камнем полетел к земле. Это был ужас. Потом выяснилось, что Леонид-то прыгал с высоты 800 метров, первым, а инструктор на втором самолете поднялся на высоту в полторы тысячи метров и демонстрировал затяжной прыжок. Просто из-за домов родители этого не увидели.
 
После школы и службы в армии Зуев поступил в училище МВД. Распределение получил во Фрунзенскую область, в строительные войска. Однако любовь к небу победила. Поначалу обучал парашютному делу своих солдат. Потом попросил разрешить ребятам совершить первый прыжок. Командиры, конечно, оказались в ступоре: это же абсурд, если стройбатовец разобьется при прыжке с парашютом. И все-таки поддержали инициативу. Все 50 молодых солдат уверенно совершили свой первый прыжок.
 
Потом была историческая для Зуева встреча на всеармейском совещании комсомольских работников в Москве с первым космонавтом планеты. Пообщались накоротке, но Леонид Гаврилович вынес из этого общения с Юрием Гагариным главное: за мечту надо бороться. Он пробился на прием к командующему ВДВ генерал-лейтенанту Василию Маргелову. Рассказал, что имеет первый разряд по парашютному спорту, 120 прыжков с парашютом. Потом о том, как совершили свои первые прыжки его стройбатовцы. Это окончательно подкупило генерала. Рапорт Леонида Зуева о переводе в ВДВ был удовлетворен.
 

Братья по «Кентавру»

Триумфальный 1973 год стал для Леонида Зуева и годом большого испытания. Во время работы на тренажере в Псковской дивизии он упал с высоты и ударился головой о железную балку. В Ленинградской военной академии ему сделали очень сложную операцию, вставили в голову титановую пластинку. Два месяца он пролежал с открытым многоосколочным переломом височно-теменной области.
 
В воздухе первый в мире БМД с экипажем.
Несмотря на письменный приказ, запрещающий даже думать о парашюте, Леонид Зуев совершил два пробных прыжка. А потом, до завершения службы, еще двести. Всего же на его счету 2 200 прыжков. Но самым главным в своей жизни он считал тот январский десант 1973 года, открывший новую страницу в истории ВДВ.
 
Леонид Зуев и Александр Маргелов после завершения первого
в мире десантирования на БМД.
 
Командование идет принимать рапорт об успешно проведенном десанте.
В отставку Леонид Гаврилович ушел в 1978 году. В тот год сначала умер его отец, а затем трагически погиб сын Юрий.
 
Свою жизнь после увольнения в запас он связал с Тулой. В гражданской жизни полковник в отставке Зуев готовил парашютистов в Тульском областном обществе ДОСААФ, потом ушел работать в школу № 4 преподавателем НВП.
 
Леонида Гавриловича не стало 12 июля 2009 года. Он умер на 77-м году жизни. И до самых последних дней мечтал вернуться в небо. Принимая поздравления по случаю тридцатилетия «Кентавра», он сказал, что единственная его мечта — еще раз прыгнуть с парашютом. «Довезли бы меня до аэродрома, а дальше я бы сам разобрался».
 
 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

5 января 2023, в 10:00 +19
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Спортивный рыцарь и вождь туляков Дмитрий Соловьев
Спортивный рыцарь и вождь туляков Дмитрий Соловьев
10 объектов Тулы, созданных во времена СССР
10 объектов Тулы, созданных во времена СССР

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.