1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Улицы
  5. Золотой дом. История первой тульской высотки - MySlo.ru
Золотой дом. История первой тульской высотки
Август 1972 года. По Красноармейской еще ходят трамваи

Золотой дом. История первой тульской высотки

Пятьдесят лет назад — в сентябре 1972 года началось заселение дома, который стал одним из архитектурных символов Тулы. Это была шестнадцатиэтажка на перекрестке Советской и Красноармейской улиц.

Эксперимент всесоюзного значения

Красноармейский проспект в то время был еще только в проекте. Ну, а Красноармейская улица считалась нескрываемой головной болью для городских властей. Когда приезжал Хрущев, его даже не рискнули с Московского вокзала сюда везти, дали кругаля к Первомайской, которая тоже не Елисейские поля, но хоть парк рядом.

Исторически Красноармейская, а когда-то Суворовская улица была одной из самых грязных и захолустных. Не зря тут снимали дореволюционные пейзажи в фильме «Евдокия». Здесь еще сохранялась булыжная мостовая, грохотал трамвай, а на пешеходных тротуарах с трудом расходились встречные прохожие. Само собой, повсеместно сохранялись ветхие старые домики.

Так выглядел перекресток Красноармейской и Советской в 1965 году.

И вот посреди всего этого великолепия было принято решение соорудить первую в городе многоэтажку в шестнадцать этажей, да еще экспериментальную. Тогда так было принято — все, что не укладывалось в сложившиеся каноны, именовать на всякий случай экспериментальным, а потом — как пойдет.

Тулякам было доверено построить первый в СССР монолитный дом в скользящей опалубке, он же метод непрерывного бетонирования. Это не было абсолютной новинкой. Метод скользящей опалубки придумали еще до революции. Одно из первых практических применений он нашел в советской России. В 1926 году таким образом построили первую в Европе железобетонную промышленную мельницу в городе Рубцовске на Алтае и силосный корпус элеватора на Северном Кавказе.

В СССР же наряду с Америкой впервые применили скользящую опалубку и для возведения зданий. Домкраты в то время были ручные, и это сдерживало развитие метода. Но в шестидесятые годы таким способом уже вовсю возводились элеваторы, заводские трубы. С его помощью строилась Останкинская телебашня.

В Туле также имелся опыт строительства с помощью скользящей опалубки. Так возводилась высотная часть сценической коробки драмтеатра. В Туле находится и «Оргпромстрой» — головной институт Минпромстроя СССР по внедрению строительства методом скользящей опалубки. Поэтому когда в мае 1968 года Государственный комитет по строительству и архитектуре при Госстрое СССР рассмотрел возможности широкого применения метода скользящей опалубки в гражданском строительстве и признал его перспективным для домов свыше 12 этажей, выбор для первого экспериментального дома был логичен — Тула. Но этот эксперимент имел всесоюзное значение.

«Бетон — тульской 16-этажке»

В сентябре 1968 года на Красноармейской улице было снесено несколько одноэтажных домов, и освободившуюся площадку тут же огородили. За забором началась необычная стройка.

Принцип метода достаточно простой по описанию. Прямо на строительной площадке после завершения нулевого цикла собирают металлическую конструкцию — опалубку. В пространство между ее наружной и внутренней частями, определяющее толщину стены, непрерывно заливается бетон. При этом рабочий пол поддерживали сто тридцать домкратов на специальных рамах, опорой для которых служил фундамент. В опалубке монтировались прутья арматуры, закладные детали стен — оконные и дверные блоки и другие, помещались газобетонные блоки. Так росли стены.

По мере заполнения опалубки включались насосы, давление масла в домкратах незаметно поднимало на несколько миллиметров рабочий пол с опалубкой, подмостками, людьми и всем, что там было. При этом стенки желоба опалубки скользили по поверхности уложенного в них, еще не затвердевшего бетона. Элементы междуэтажных перекрытий применялись впервые в мировой практике.

По замыслу каждый час каркас должен был прирастать на тридцать сантиметров вверх. Два-три дня — этаж. Такая скорость работы была запланирована по проекту. На деле все было медленнее, но все равно непрерывно двигалось вперед. Ведь укладку бетона нельзя было прекращать ни на час — иначе окажется под угрозой прочность здания. Для советского строительства это серьезное испытание. Не было тогда стройки, которая бы периодически не останавливалась из-за того, что бетон не подвезли.

Прорабам и руководителям проекта приходилось буквально ночевать на объекте. Дом строился по индивидуальному проекту, разработанному Центральным научно-исследовательским институтом типового и экспериментального проектирования жилища ЦНИИЭП. На его возведение были брошены лучшие силы.

Так, начальником стройуправления был Павел Косушко. Многие в городе знают его как художника, картины которого представлены в областном художественном музее. Но Павел Андреевич был и авторитетным строителем. Его первым большим объектом стали «Тульские Лужники» — нынешний «Арсенал». Он участвовал и в эпохальной «Тульской Магнитке» — строительстве новой домны на Новотульском металлургическом комбинате. Это все еще и очень сложные объекты, где приходилось принимать оперативные решения с листа, даже не имея на руках проекта. Именно такому человеку и доверили первую тульскую высотку.

В то время в Туле делали лишь пятиэтажные крупнопанельные дома старого типа и немногие девятиэтажные кирпичные, облицованные керамическим кирпичом. Но облицовочного кирпича Тульская область сама не производила, и его надо было завозить со стороны. Делать же дома повышенной этажности, а девятиэтажка тоже еще считалась домом повышенной этажности, крупнопанельными было невозможно. Местные домостроительные заводы никак не могли перейти на новую серию зданий. Из-за этого в некоторых микрорайонах областного центра годами пустовали площади, предназначенные как раз под дома повышенной этажности.

Поэтому внимание к стройке первой тульской высотки было всесторонним.

По городу мчались самосвалы с плакатами «Бетон — тульской 16-этажке», и им везде давали зеленую улицу. Все туляки прониклись идеей эксперимента, да и как было не гордиться.

В помощь первому управлению Тульского треста домостроения, которое вело объект, были направлены рабочие, инженеры и техники из других управлений. Трудились здесь и студенты политехнического института. Все понимали, что объект должен быть закончен с намеченными темпами. На бетонирование стен отводилось 48 дней.

Сомневающихся, что все получится как надо, в городе хватало, но получилось. В Тулу немедленно повалили изучать опыт делегации из Харькова, Днепропетровска, Тбилиси, Минска, Братска, Москвы.

Но самым примечательным эпизодом строительства стал самый настоящий клад. На месте разрушенного двухэтажного дома рабочие прокладывали траншею под силовой кабель, и ковш экскаватора извлек из земли старый эмалированный чайник, из которого посыпались монеты. Тут же сообщили в милицию. На месте находки обнаружили чайник, столовые серебряные приборы и макет церкви, тоже серебряный. Сам чайник был наполнен золотыми монетами николаевских времен достоинством в 5 и 10 рублей. Всего было найдено около килограмма золота и двух килограммов серебра. Составили акт и клад был передан в ювелирный магазин. Рабочим, которые все это обнаружили, честно выплатили вознаграждение — 25 процентов от стоимости находки.

Весна 1969 года. Здание уже готово, но старые постройки еще стоят. Фото из коллекции Владимира Щербакова.

 

Коробка дома была видна со всех сторон, и на нее еще специально ходили любоваться — уж очень эффектное зрелище. Форма дома также была необычна — две четырехугольных башни, врезанные одна в другую. Считалось, что этот дом положит начало оригинальному архитектурному комплексу разнообразных зданий, который примкнет к центральному универмагу Тулы.

Слава КПСС!

Хотели как лучше, но тут случилось как всегда. Коробку поставили, и тут же о ней чуть ли не на год забыли. Так и стояла она пугающей громадой без окон. По городу тут же поползли слухи. Кто-то говорил, что дом накренился и скоро будет похож на Пизанскую башню. Другие уверяли, что он опустился на метр в землю или вовсе треснул, и трещины скоро будут видны.

Май 1969 года. Рядом с готовой коробкой здания виден подъемный кран. И никакой подготовки к сносу старых зданий. Фото из коллекции Владимира Щербакова.

 

На деле все оказалось проще. Во-первых, институт ЦНИИЭП жилища не выдал своевременно техническую документацию на пристройку здания. А во-вторых, горисполком не освободил для сноса старые дома, на месте которых должны сооружаться пристройка и теплотрасса к 16-этажке. Как это все можно было в запарке не предусмотреть, удивительно. Но факт есть факт. Только спустя долгое время приступили к запланированным пристройкам к зданию, а затем облицовочным работам.

Заселять жильцов начали только в сентябре 1972 года. В доме было около сотни квартир в одну, две и три комнаты. Конечно, он моментально стал престижным.

На площадке располагалось по шесть квартир. Лоджия — аж девять квадратных метров, почти в четыре раза больше обычных балконов крупнопанельных зданий. Не было привычных водонагревательных колонок. Теплая и холодная вода подавались двумя специальными насосами. В квартирах имелись вмонтированные в стену шкафы. А в подъезде целых два лифта — грузовой и пассажирский, да еще мусоропровод.

На крыше дома по ночам горел призыв крупными буквами «Слава КПСС». Фото из коллекции Владимира Щербакова.

 

Внизу, словно широкий постамент, расположится бытовой комплекс. В нем разместились агентство аэрофлота, железнодорожные кассы, салон-парикмахерская, отделение связи, помещение сберегательной кассы.

Салон-парикмахерская фактически на месте старой парикмахерской «Улыбка» был открыт практически сразу же — в сентябре. Одновременно здесь могли обслуживать 31 клиента. Но желающих сюда попасть было значительно больше. Ведь тут работали лучшие мастера города. Правда, с открытием торопились так, что даже забыли вовремя подключить телефон, и это создавало клиентам некоторые проблемы.

Новое отделение связи под номером 41 считалось лучшим в Туле. Здесь были отделанные под мрамор колонны, висели на стенах чеканки по металлу, художественные панно, на подоконниках стояли комнатные цветы. Для быстрого и культурного обслуживания клиентов установили журнальные столики, кресла, светящиеся витрины с марками, конвертами, открытками, полуавтоматы для торговли открытками и конвертами. Полуавтомат — это когда опускаешь монетку, а потом еще сам нажимаешь на рычажок, и выскакивает выбранный товар. Для облегчения труда работников почты смонтировали транспортеры, завезли машину для упаковки бандеролей и целлофановые мешочки. Кроме услуг почты здесь были круглосуточный междугородный переговорный пункт и отправка телеграмм.

Практически сразу же в витринах 16-этажки открыли градостроительную выставку «Тула: вчера сегодня и завтра».

Она была подготовлена по материалам института «Тульскгражданпроект» и конкурса на общественный центр Тулы.

Практически сразу же началось строительство монолитных зданий в скользящей опалубке в Кишиневе, Сочи, Донецке, Фрязине, Ростове-на-Дону. К 1974 г. в различных городах страны было возведено около 70 монолитных зданий обычной и повышенной этажности.

Для Тулы же появление первой высотки ознаменовалось тем, что бывшая захолустная Красноармейская улица в 1973 году выросла статусом до проспекта. С нее убрали трамваи и началось коренное благоустройство.

Новый дом стал одним из архитектурных символов города.

Правда, высоток в Туле больше не ставили. Единственное, в 1973 году сдали Дом печати на перекрестке Агеева и Фридриха Энгельса высотой 12 этажей и ростом 45 метров. Большинство туляков считали, что главные причины отсутствия высотных зданий — наличие секретных военных производств в городе, а пуще того сложный тульский грунт. Специалисты же объясняли это тем, что многоэтажные дома требуют значительного укрепления коммунальных служб, да и трудозатраты при их возведении все равно в два — два с половиной раза выше обычных.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

21 сентября 2022, в 11:00 +33
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
На чем летали, плавали и ездили туляки в СССР
На чем летали, плавали и ездили туляки в СССР
Как санитарный врач из Тулы Петр Бургасов боролся с эпидемиями холеры в СССР
Как санитарный врач из Тулы Петр Бургасов боролся с эпидемиями холеры в СССР