«Аэропорт — стою у трапа самолёта!»
В середине 80-х, перед самой школой родители сделали замечательный подарок — вместе с папой мне предстояло отправиться на целых две недели отдыхать в солнечную Анапу, к Чёрному морю! В «Союзе Советских» так было принято — и это было мое первое серьёзное путешествие. Разгар лета-86, вещи давно уже собраны, и мы ждём такси «с шашечками» в аэропорт.
Двухэтажное здание тульского аэровокзала аэродрома Клоково и сегодня потрясает своей величиной. А тогда для мальчишки из 80-х это было самым ярким детским впечатлением!
Кафе на первом этаже аэровокзала работало в дневное время, принимая всех «граждан улетающих», — пассажиров в самолётах тогда ещё не кормили. В заведении, помимо булочек, «Пепси» и чая, можно было приобрести советскую жвачку «Рот Фронт» с разными вкусами и мятные конфетки «Холодок» — от укачивания. Но только в самолёте стюардессы давали к чаю «двойной сахар» — два прямоугольника рафинада в обёртке с изображением ТУ-134. Здесь же, в кафе, такого не продавали.
На втором этаже аэровокзала по вечерам работал ресторан с говорящим названием «Сокол», попасть в который без «блата» человеку с улицы было сложно. Ходили слухи, что по молодости тут играл на контрабасе сам шансонье Вилли Токарев.
В зале ожидания папа рассказал мне, как в конце 50-х в Клоково был организован тульский объединённый авиаотряд из самолётов АН-2 и АН-24. Эти самолёты начали летать по всей стране, совершая регулярные рейсы во всех направлениях — по 3−4 раза в неделю! А ещё спустя десяток лет у туляков появился и собственный красавец-аэровокзал — современное типовое здание со всеми удобствами (сейчас здесь расположен строительный супермаркет).
Тульский объединённый авиаотряд был укомплектован «анками» — самолётами АН-2 и АН-24.
…1986 год. Техническая стоянка советского самолета АН-24 рейса № 879 Тула — Анапа в одном из южных аэропортов СССР. Сорок минут сидеть в душной «анке» невыносимо, и пассажиров по трапу выпускают на «взлетно-посадочную». Ветер доносит свежесть вперемешку с дымом сигарет. Только что прошёл ливень, и взлетная полоса ещё влажная и темная. Красное закатное солнце пробивается из-за грозовых облаков на горизонте — это необычное освещение я запомнил на всю жизнь! Неподалёку развеваются полосатые красно-белые «носки» — указатели направления ветра для наземных служб аэропорта. Стюардесса приглашает всех обратно на борт — лететь еще минут 40!
На выходе пассажиры благодарят стюардессу — моды хлопать пилоту после удачного приземления в «Союзе Советских» ещё не было.
«На теплоходе музыка играет…»
Две недели на море пролетели незаметно. И вот мы уже летим в южный город под названием Ростов-на-Дону, чтобы там пересесть с самолета на автобус до Каменска-Шахтинского. В запасе есть около четырёх часов — значит, сегодня время искупаться в водах Дона!
Мост, соединяющий правый и левый берега Дона, был открыт ещё в середине 60-х. А до этого момента местные жители и гости города активно пользовались катерами, чтобы пересекать полноводную реку (кстати, берущую своё начало в городе Новомосковске Тульской области). Пара катеров «дожили» и до 80-х: заветный детский билетик за 30 коп., 15 минут ожидания — и вот мы уже «на всех парах» идём на стареньком однопалубном катере, обдуваемые речным бризом, вдыхая ни с чем не сравнимую смесь из запахов сырости, рыбы и солярки!
«Я похож на новый «Икарус»
На автовокзале наш рейс уже обьявили по громкоговорителю, и мы поднимаемся «на борт» новенького венгерского красавца-«Икаруса». Междугородний комфортабельный «Икарус» имел кардинальные отличия от тех редких муниципальных автобусов «с гармошками», которые перевозили туляков по городу. Внешнее отличие заключалось в более короткой «базе» автобуса, цветовом решении (красный или синий вместо оранжевого) и наличии багажных отделений в бортах автобуса.
Внутреннее убранство междугороднего «Икаруса» тоже было на высоте: удобная полка для ручной клади, общая верхняя и нижняя («ножная») подсветка, откидывающийся подлокотник и кресло, удобный карман на спинке переднего сиденья. Каждое место такого автобуса было оборудовано персональным кондиционером и фонариком для чтения. Сегодня это стало чем-то само собой разумеющимся, а тогда все перечисленное считалось комфортабельностью экстра-класса!
«Я люблю поезда!»
Пел Сергей Галанин из группы «СерьГа» и заканчивал фразой: «Это, видимо, с детства». Обратно домой, в Тулу, мы возвращались уже на поезде, в новом зелёном вагоне с желтой полосой и буковками «МПС» (Министерство путей сообщения) и табличкой «Москва — Баку». Повезло мне тогда по-крупному: наш вагон был последним в составе. А значит, не проходной, а купейный, по которому не мотались «взад и назад, всех достав, «дембеля». Через два вагона от нас был вагон-ресторан, а в нашем вагоне — возможность смотреть через люк в двери, как убегают за горизонт рельсы и шпалы железнодорожных путей. Мы по очереди (в вагоне таких малолетних желающих было много!) залезали на кем-то предусмотрительно оставленный пластиковый ящик из-под бутылок и подтягивались ближе к заветному окошку…
Проводница принесла нам постельное белье. А потом и чай — в граненых стаканах с металлическими подстаканниками и сахаром в упаковке с изображением железнодорожного экспресса! Почитав «Остров сокровищ» в желтых лучах светильника на первом «этаже», я полез на верхнюю полку спать — под симфонию звуков, просто не поддающихся описанию. Это был настоящий «царь-сон», самый лучший и сладкий! А перед тем как уснуть, я положил томик Стивенсона в полку-сеточку на стене и защелкнул металлическую защелку. Красота!
…На следующий день мы были дома.
Набор юного туриста в СССР
- Сумка на пояс. Самодельная или покупная, служила местом для хранения мелких предметов.
- Чехольчик для монет. Служил, чтобы ребятня носила мелочь на ситро и мороженое.
- «Пятнашки», «йога» или любая другая головоломка. При полном отсутствии гаджетов была необходима для того, чтобы хоть чем-то развлечь ребёнка во время длительных переездов.
- Книга удобного (уменьшенного) формата. Для чтения в поезде.
- Карамельки. От укачивания и для свежего дыхания.
- Дорожный набор с разноцветными нитками и иголками в безопасном футляре, наперсток. Для того, чтобы оперативно зашить порванную вещь.
24 рубля — столько стоил в 1980-х билет на авиарейс Тула — Анапа.
1 рубль — столько стоило использование чистого постельного белья в поездах в 1980-х.