-
Первым своим учителем живописи Василий Поленов считал матушку Марию Алексеевну. Она была замечательным графиком русской академической школы. В 1852 году Мария Алексеевна написала книгу о детях «Лето в Царском Селе», которую позже проиллюстрировали ее дети Василий и Елена. Из письма
В. Д. Поленова 1896 года:
«Савва Иванович Мамонтов … на одной из панихид глубоко тронул нас, сказав про матушку: «Мария Алексеевна высоко держала знамя искусства и передала его своим детям, а через них и мы получили этот луч света, эту чистую струю, возвышающую и облагораживающую жизнь нашу».
Из пятерых ее детей двое стали художниками. Елена Дмитриевна Поленова стояла у истоков многих направлений, по которым пошло развитие русского искусства. Первый иллюстратор русских народных сказок Иван Билибин очень много взял из ее творчества.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/96/21/b4e2-24e6-4f35-ac01-77babf2d9213/71dfc2a8-64a0-4079-8066-6fa557c1e189.jpg)
Даже на портрете видно, что жена художника Наталья Васильевна – дама с характером.
-
Художницей была и жена Поленова Наталья Васильевна Якунчикова. Познакомились они в «Абрамцево» — имении Саввы Мамонтова. Наталья Васильевна была двоюродной сестрой жены мецената Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Сам же Поленов познакомился с Мамонтовым в Риме, где и началась их дружба.
Наталья Васильевна сшила большинство платьев для позирующих к картине «Христос и грешница». - Любимая сказка в семье Поленовых — «Война грибов», о том, как боровик собирал на войну армию грибов. Ее рассказывала бабушка художника Вера Николаевна Воейкова. Елена Дмитриевна сделала иллюстрации едва ли не к каждой фразе этой истории.
-
Все постройки в имении Поленов придумывал сам. Архитектура в то время была модным увлечением в среде живописцев, которые стремились внести в нее самобытность русской старины.
Известны архитектурные проекты Виктора Васнецова — церкви и здания в Абрамцевском имении Мамонтова. По рисунку Васнецова был сделан фасад Третьяковской галереи. Михаил Врубель выполнял проект флигеля московского дома Саввы Мамонтова. Константин Коровин — автор проекта павильона кустарной промышленности на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и эскиза дачи Шаляпина. - При жизни художника имение называлось Борок. Сам же Поленов называл его «поместьице». Только в советские годы усадьбу переименовали в Поленово.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/96/21/b4e2-24e6-4f35-ac01-77babf2d9213/fb9769c4-465f-4b2b-b2a6-f149428a5cb9.jpg)
Залы Большого дома с самого своего рождения рассматривались Поленовым как народный музей.
-
В усадьбе воплотилась заветная мечта Поленова: «Желание мое устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми».
В 1892 году дом Поленова стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. Принимали посетителей и водили их по дому сами хозяева усадьбы.
«Я эгоист. Я создал в доме музей, потому что мне самому это очень нравилось», — говорил Поленов. - В историю изобразительного искусства Поленов вошел как один из выдающихся мастеров лирического пейзажа. Живописные окские виды отражены на многих его картинах, самая известная из которых — «Золотая осень», созданная художником в 1893 году, через три года после основания музея. Сейчас эта работа — часть музейной коллекции «Поленово», она висит на стене пейзажной комнаты в Большом доме.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/96/21/b4e2-24e6-4f35-ac01-77babf2d9213/36f16448-4506-41cc-ae76-ac9aee986ddd.jpg)
Портрет своего отца Дмитрия Васильевича Поленов написал в 1877 году.
-
В имении Поленова была задумана картина Виктора Васнецова «Богатыри». Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всему произведению обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давний замысел — трех могучих богатырей на лохматых конях.
Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров. Но в качестве великого русского богатыря позировал Васнецову и Василий Поленов.
Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен ее хозяину. На эскизе стоят две даты — «75» и «1898 10 марта». Объясняются они так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезду, когда был в мастерской Поленова. Он захотел подарить его другу, но Поленов отказался, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.
Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года. - Василий Поленов много времени проводил в Москве, но бывал и в Туле, куда приезжал по делам.
-
С Толстым Поленов познакомился в 1887 году в доме Саввы Мамонтова, куда Толстой приходил смотреть картину «Христос и грешница». Потом несколько раз бывал у Толстого в Москве.
В 1909 году Поленов показывал свой евангельский цикл «Из жизни Христа» на выставке. Толстому он послал альбом с черно-белыми фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки. Лев Николаевич подарок оценил: «Альбом ваш произвел на меня сильное впечатление. … Само собой разумеется, что раскрашивание, хотя вы его и начали, не может передать красок, но благодарю вас за намерение сделать это для меня. Кроме всех других значений, ваша выставка имеет, по моему мнению, еще значение педагогическое. Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по вашим картинам».
В «Поленово» хранятся также бумажные птички, сделанные Львом Толстым и его женой для детейВ. Д. Поленова . -
За всю свою историю усадьба не знала чужих рук: в течение 120 лет, несмотря на все политические перемены в стране, семья Поленовых никогда не расставалась с домом. А изменения, вносимые каждым последующим поколением, не уничтожили облика усадьбы.
В 1927 году, после смертиВ. Д. Поленова , первым директором музея стал его сын, Дмитрий Васильевич (1886−1967). Руководством музея Дмитрий Васильевич занимался 32 года, причем при весьма скромном финансировании от государства, выполняя последнюю волю отца: «Не отдавай дом в чужие руки». Именно благодаря ему, поддержке сестер «Поленово» выжило в сложные тридцатые годы, в военный период.
В 1960 году директором музея стал Федор Дмитриевич Поленов (1929−2000), внук художника. -
В 1941 году через «Поленово» прошла линия фронта, экспонаты музея были частично эвакуированы в Тулу, частично оставались в подвалах музея.
Но уже в мае 1945-го музей снова открыли для посетителей.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/96/21/b4e2-24e6-4f35-ac01-77babf2d9213/ee89a7e4-9e9a-469e-8b56-e33c3719e886.jpg)
Портрет Поленова работы его друга, Ильи Репина.
- Первым главным хранителем музея стала Елизавета Александровна Чернышева (Самарина) — внучка Саввы Мамонтова и дочери Веры Саввишны Самариной, с которой Валентин Серов писал свою «Девочку с персиками». После революции вместе со своим отцом она жила в Якутии в ссылке. Когда Елизавета Александровна с сыновьями вернулась из ссылки, в «Абрамцево» ей отказали в приеме на работу. Но ее не побоялся пригласить Дмитрий Васильевич Поленов. Вся дальнейшая жизнь Елизаветы Чернышевой (Самариной) была связана с музеем. Во многом благодаря ей в музее-заповеднике посетители впервые смогли увидеть уникальные фотографии и редчайшие экспонаты.
-
Во все времена усадьба была полна гостей. Сюда приезжали Левитан, Репин, Коровин, Васнецов, как сосед наведывался в гости Чехов. В тридцатые годы ХХ века в «баньке» жил великий русский композитор Сергей Прокофьев. В «Поленово» он написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».
В разное время здесь гостили поэты Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, член Российской академии художеств Борис Мессерер, певец Леонид Собинов, балерина Галина Уланова, художники содружества Кукрыниксы.
В 1975 году под крышей «баньки» родился один из любимых мультяшных персонажей — домовенок Кузька. Его придумали супруги Валентин Берестов и Татьяна Александрова. - Как гласит легенда, первый авторский вариант «Раннего снега» Поленова из собрания Третьяковской галереи глава советского государства Никита Хрущев в 1955 году подарил делегации французского театра «Комеди Франсез». Сейчас картина находится в кабинете директора этого театра.
В знаменитом музее-усадьбе обещают рассказать о неизвестном Поленове
С 22 июня в музее-заповеднике «Поленово» при поддержке тульского Фонда развития просветительских инициатив
Организаторы этого мероприятия хотят открыть широкой публике художника Василия Поленова еще и как большого ценителя музыки, ведь в его кабинете до сих пор хранится коллекция нотных изданий, свидетельствующих о разнообразных музыкальных вкусах — от Баха до Вагнера и Чайковского.
1 и 2 июня в выставочном комплексе «Город мастеров» пройдут концерты с участием ведущих солистов Тульской филармонии, которые, как и сами музыкальные фестивали, состоятся в «Поленово» уже в третий раз. Два предыдущих фестиваля были посвящены французской и итальянской музыке. Названием нынешнего фестиваля «Век музыки в усадьбе «Поленово» организаторы отдают дань неповторимому союзу видимой и слышимой культуры, фундамент которого закладывался Поленовым на века, для общей нашей радости.
Музыкальный критик и куратор фестиваля Елена Черемных.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/96/21/b4e2-24e6-4f35-ac01-77babf2d9213/780283d7-e49e-4d03-9177-c0304202f343.jpg)
Елена Черемных
- В этом названии каждое слово имеет значение. Слово «век» имеет значение, «музыка» имеет значение, а также «усадьба», «Поленово». Век нам важен по отношению к нашему сегодняшнему я. До сих пор в «Поленово» продолжаются музыкальные традиции, приезжают музыканты. И мне показалось важным сделать эту территорию некоторой попыткой создать русский вариант Глайндборна — знаменитого ежегодного оперного фестиваля, проходящего в Англии, одного из важнейших событий в мировой культуре.
Два предыдущих поленовских музыкальных фестиваля вызвали огромный интерес. И если первый посетили около четырех тысяч человек, то в следующий раз — уже около десяти тысяч.
В юбилейный для художника год состоится большая выставка поленовских работ в Третьяковской галерее, на которую уедет и знаменитая «Золотая осень». Правда, в музее-усадьбе появится возможность открыть выставку работ Василия Дмитриевича из запасников музея, где в том числе представлено и «Семейное горе» с шестью этюдами к этой картине.
Также будет рассказываться и о разносторонней личности Поленова, который был не только художником, но и уникальным архитектором, а также музыкантом и композитором. На выставке «К 175-летию со дня рождения
Директор музея-заповедника Наталья Поленова.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/96/21/b4e2-24e6-4f35-ac01-77babf2d9213/10d7ed6f-9630-48b2-8478-8865dd396bfc.jpg)
Елена Поленова
- Впервые в этом году будут исполняться духовные сочинения Василия Дмитриевича. Конечно, они будут исполняться в Бёховской церкви. Для этого нужны были семинаристы. Мы договорились о приезде небольшого сводного хора Екатеринбургской семинарии, который будет петь во время литургии и всенощной. Обязательно попросим, чтобы хор выступил и в музее. Вообще Поленов писал очень много религиозной музыки. Мы хотели, чтобы всё это прозвучало.
На фестивале можно будет услышать и произведения композитора, пианиста и поленовского долгожителя Анатолия Николаевича Александрова (1888−1982 гг.). Почувствовать вековой размах музыки в усадьбе помогут также малоизвестные сочинения выдающихся музыкантов, современников Поленова и Александрова. Для обозрения старинных музыкальных горизонтов из Тарусы по Оке приплывет ансамбль Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов). А для экстремального свидания русского фольклора с европейским авангардом ХХ века с гастролей из Китая прилетит Московский ансамбль современной музыки. На традиционном Дне музыки 21 июня в усадьбе пройдет концерт бельгийского дуэта Камиллы Сегерс (виолончель) и Алексия Тибо (фортепиано).
В течение шести фестивальных уик-эндов гостей и друзей фестиваля ждут концерты выдающихся музыкантов. Среди них — пианисты Алексей Гориболь, Павел Коновалов, Басиния Шульман, скрипачка Елена Ревич, виолончелист Александр Князев, солисты Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — Наталья Петрожицкая (сопрано) и Дмитрий Зуев (баритон), солистка Пермского театра оперы и балета им.
Фестиваль «Век музыки в усадьбе «Поленово» официально откроется 22 июня выступлением хорового ансамбля «Интрада», а завершится 27 июля концертом молодежного ансамбля Дрездена. Следите за нашей афишей!
- В следующий раз мы намерены провести фестиваль германской культуры, — рассказывает Наталья Поленова. — Василий Дмитриевич был большим германофилом, говорил на немецком, и в его библиотеке много книг на немецком языке. И на закрытие фестиваля к нам приезжает Дрезденский хор из 40 человек!