«Я буду долго гнать велосипед…»
Чем был велосипед с гордой надписью «Сделано в СССР» для его маленького хозяина или хозяйки? Круче него мог быть только старший брат на мотороллере!
О своём первом, трехколёсном «друге» я (увы!) до сих пор имею лишь самые смутные представления. Точно помню лишь одно: это была настоящая красная ракета! И от нее, как от огня, бегал обычно степенный домашний кот Кузя, которого я всегда с большой охотой вовлекал в свои игры.
Время шло – мы с Кузьмой немного подросли, и для наших игр потребовался простор и новый «велик». Им стала культовая «Бабочка», аккуратно выкрашенная матовой зеленой краской и собранная в городе Узловая Тульской области! Красный пластиковый флажок на переднем крыле, никелированный руль и цепь в густой смазке издалека говорили о серьезности намерений владельца «агрегата»!
Эти «велики» были для нас, пацанов из 80-х, пределом мечтаний – настоящим «Мерседесом» от велостроения! И это мы тогда еще не знали, что «дутики» (как мы их называли) – местные копии «великов» КВД завода им. Кирова! Мальчишки постарше переделывали свои «Бабочки» в мопеды-«газульки» – мы же с другом просто мечтали научиться ездить на двух колёсах, сняв опостылевшие, приделанные к «Бабочке» для устойчивости два боковых пластиковых колесика!
«Мой приятель – беспечный ездок!»
На улице было солнечно, и мы с другом «нарезали» круги на его «велике» на площадке прямо под нашими окнами. Видимо, мои «месседжи» были услышаны – к вечеру того же дня в коридоре уже стоял мой первый взрослый «велик» – складная темно-синяя «Десна» с небольшими колесами. Я был счастлив и способен (в этом не было ну просто никаких сомнений!) развивать на ней скорость света!
…1988 год. Пара оранжево-красных катафотов (световозвращателей) на спицах колес, хромированный руль, кожаная сумка под сиденьем, звонок под большим пальцем, прижимной багажник на пружинках и эргономичный алюминиевый насос – о, это был наикрутейший вел всех времен и народов! Моей мечте противилась одна лишь только мама – уж почему, неизвестно, мамы же все такие впечатлительные! Практически выполнив условия «бесчетверочной» учебы в третьем классе, я таки стал обладателем своего собственного механического чуда техники!
Блестящие изгибы рамы, графитово-черные прорезиненные педали, сумка с ремкомплектом и «трещетка», которую я втайне от отца всегда цеплял на заднее колесо… Скорость, встречный ветер в счастливую физиономию и восторг – держите меня семеро!
Катались к пруду (там купались).
Катались на время.
Катались с места, на скорость.
Катались с горки и обратно.
Катались (мама, прости!) на скорости «без рук», отпустив руль и просто крутя педали «как в цирке».
Много катались!
Приятная тяжесть в ногах, брызги из-под колес из всех окрестных луж, верный друг (и главный соперник по велогонкам, разумеется!) Колька. Как заправские велогонщики, мы исколесили вдоль и поперек весь наш квартал.
Пока мамы не видели, доехали до ул. Волкова, где можно было пить ледяную воду прямо из голубой водоразборной колонки – причём совершенно бесплатно! В последний раз за этот день полюбовавшись частным двухэтажным домом на Бункерной, куда меня всегда необъяснимо тянуло, мы сговорились «смотаться» к детскому саду за вишней-«дичкой» разными дорогами – кто кого обгонит. Получалось по-разному, и хитрый проворный Коля частенько добирался до заветного железобетонного забора детсада первым. Здесь, наевшись вишни, удирали от сторожа и, уже на излете велопрогулки, устраивали своим «железным коням» техосмотры – а фактически важничали с умным видом друг перед другом да перед зазевавшимися соседскими девчонками.
Дома «велик» осматривался уже более по-хозяйски – я тряпочкой мыл его колеса, аккуратно складывал раму и заботливо ставил на балкон, до следующего раза.
Какими же невероятно крутыми мы были на этих «великах»! «Аист», «Десна», «Салют», «Турист»… Каждый из них подчеркивал индивидуальность своего маленького хозяина – моделью, цветом, звуком, посадкой. «Велики» берегли, о них заботились и уважали их хозяев – особенно пацанов с раритетными ухоженными моделями.
…1990 год. База отдыха «Алексин Бор» – дачки, сосны, шишки. Дождливый, сырой и холодный август, и никого из друзей целую неделю! Ноги сами привели в прокат, где на стене висел красного цвета безымянный велосипед с высоченной перекладиной, красно-белым кожаным сиденьем и прямым рулем! С ним я не расставался до самого отъезда в город – друзья даже подшучивали, если я выходил гулять без него. Этот красный безымянный «велик» я еще не один раз видел после перевозящим то мальчишку, то девчонку. Всякий раз мысленно с ним здоровался, как со старым другом. И мне казалось, что он в ответ извиняюще поскрипывал: мол, «прости, братан, ну совсем нет времени поговорить, работа есть работа…»
«Я почему вредный был?..»
Спрашивал сам себя легендарный почтальон Игорь Иванович Печкин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». И сам себе тут же отвечал: «Потому что велосипеда не было!» Жаль, но наше с «Десной» счастье продлилось всего пару сезонов. Конечно, это был один из самых «черных» дней в моей жизни, когда мама решила продать мой складной «велик».
Пару раз жизнь сводила меня и с другими дружелюбными экземплярами отечественного велопрома. Но такой любви и взаимопонимания, какие были у меня с этой темно-синей «Десной», больше не сложилось ни с одним велосипедом…
Чем был велосипед с гордой надписью «Сделано в СССР» для его маленького хозяина или хозяйки? Знаю наверняка: «велик» = свобода и целая жизнь. И – немного ветра в волосах…
Топ-3 популярных детских «великов» СССР
Их невозможно расставить по порядку – каждый их этих «великов» был в чем-то лучше своих конкурентов!
Велосипед «Бабочка». Аналог выпускавшейся на заводе им. Кирова модели КВД, производившийся на заводе в Узловой Тульской области. Был велосипедом для детей младшего школьного возраста, имел несколько модификаций («Мишка», «Левушка», «Зайка Люкс» и т.д.). Благодаря «дутым» колесам агрегат славился повышенной проходимостью в жестких дворовых условиях.
Велосипед «Десна». Небольшой компактный велосипед с облегченной рамой для спорта и велопрогулок. Выпускался в городе Жуковском Брянской области с 1961 года. Там одними из первых в Союзе сконструировали целую линейку прогулочных и спортивных велосипедов с удобной складной рамой.
Велосипед «Аист» («Минск»). Популярная линейка детских и подростковых велосипедов, которые выпускались Минским мотоциклетно-велосипедным заводом. Обладал облегченной рамой, отличными скоростными характеристиками и повышенной маневренностью.
60 рублей в среднем стоил велосипед «Десна» в конце 80-х.
98 рублей – за такую цену можно было приобрести велосипед «Аист» в 90-е годы.