Юру Стрекопытова в Туле любили, а подробности каждой встречи с ним тут же пересказывали друзьям и знакомым.
Конечно, в первую очередь всех поражал его внешний облик – модный костюм, крахмальные рубашки, галстук-бабочка. Осенью Юра ходил в элегантном плаще, шляпе, белых перчатках. Внешне он был похож на актера Черкасова в роли Паганеля из «Детей капитана Гранта». В бабочке, белой рубашке гулял вечером по проспекту и кадрил девушек. Достаточно успешно, если они сразу не догадывались, кто это такой.
Трудился Юра простым рабочим. Поэтому видели его и в пролетарском обличье – замызганной телогрейке или спортивных штанах с пузырями на коленях. Рассказывают, как-то он остановился на улице и начал давать указания рабочим, то ли вешавшим транспарант, то ли что-то там чинившим на верхотуре. И рабочие беспрекословно ему подчинились – приняли за большого начальника.
Генеральный директор ООО «Тулавнешторг» Анатолий Беспалов вспоминает:
– С 1963 по 1965 год я учился в Туле в медицинском техникуме. Вечерами мы с друзьями прогуливались по улицам. И вот как-то вижу: стоит на улице Коммунаров человек в сером плаще, белых перчатках. На него сразу все в нашей компании обратили внимание. Я же приехал из глубинки, конечно, ничего не знал еще, спрашиваю у девчонок:
– А кто это?
Они удивляются.
– Это же Юра Стрекопытов! Его все знают.
Так я впервые его увидел. Была и еще одна встреча. Я проходил практику в пятой горбольнице. Было мне 16 лет. Нам объявили: будете участвовать в обходе больных вместе с главврачом. Заходим в одну палату, и он там на кровати лежит. Врач говорит: «Это наша знаменитость, Юра Стрекопытов».
Он невредный был, его в Туле любили. Он как городской талисман был.
Юра Стрекопытов, кстати, жил неподалеку – в доме бывшей земской управы на улице Тургеневской. Часто видели его и в Мясново – вероятно, у родственников.
Елена Рябикова
Журналист Елена Рябикова вспоминает:
– Он иногда захаживал в кафе «Луч» на проспекте Ленина. Как-то мы с друзьями сидели за одним из столиков, кушали чебуреки, пили портвейн №72. Вдруг дверь распахивается и входит Юра. Быстрым шагом приближается к прилавку и громко, чтобы все слышали, произносит: «Рюмку ликера «Кюрасо»!» Разговоры мигом стихают: о таком напитке большинство присутствующих сроду не слыхало. Буфетчица же, видимо, хорошо знала клиента, потому как обратилась к нему по отчеству: «Ликера, Юрий Иванович (или Николаевич, не помню), нет. Могу предложить коньяк». «Коньяк?! Днем?! Деревня!!!» И стремительно покинул помещение. Великий мастер эпатажа был…
Она же рассказывает, как Юра Стрекопытов заходил в будку телефона-автомата рядом с Домом офицеров и громко, так, чтобы все слышали, начинал разговор.
– Алло! Это филармония? А что, мой белый «беккеровский» рояль уже привезли? Нет?!! Как вы могли!
Начинал громко возмущаться, а потом выходил из будки, сильно хлопнув дверью.
Также рассказывают, что к Стрекопытову женщины ходили гадать. Но при этом надо было соблюдать некие правила общения. Нельзя было говорить, что пришла гадать, он сразу же отказывал. Следовало сказать: «Посоветоваться пришла, голубчик». Вот тогда он относился к просящей благосклонно и много чего мог сообщить. Причем, как правило, все сбывалось. Как-то пришла к нему девица, у которой было два жениха: один деповский, бедный, другой из зажиточных. Спрашивает, кого ей выбрать. Он посоветовал деповского. Девка не ослушалась, замуж вышла по совету. С деповским они жила душа в душу, а второй, как и сказал Стрекопытов, спился.
Есть и еще одна история на эту тему. Младенца окрестили и спросили у Стрекопытова, как сложится жизнь малыша. Он говорит: смерть ему в детстве колодец принесет. А в семье на дворе в частном доме был колодец. Они его быстренько закопали. Когда мальчику было лет пять, он сел на то место, где был колодец, и стал пить воду из кружки. Неудачно глотнул и той водой захлебнулся.
И в театр, и в цирк Юра всегда ходил по контрамарке, без билета, слыл заядлым театралом. Актер Тульского драмтеатра Валерий Жуков вспоминает:
Валерий Жуков
– Мы с ним всегда здоровались, разговаривали. Вел он себя так, как, по его представлению, должны вести себя аристократы. Беседовали с ним о спектаклях. Обычный человек. В том, что он говорил, никакой ненормальности не замечалось. А вот поведение, как он себя вел, как садился, как разговаривал, – да, эпатажное. Он мог и свысока разговаривать, мог и по-дружески. В театре у него была кличка Прокурор.
Рядом со старым зданием театра, сейчас здесь филармония, стояла телефонная будка. Бывало, откроет ее, облокотится о стену и делает звонок.
– Алло, Казимир Алексеевич?!
Казимир Шишкин – наш народный артист, очень знаковая для театра личность, секретарь партийной организации.
– Оставьте мне два места, я приду с подругой.
Тот: хорошо-хорошо, ладно.
– Большое Вам спасибо.
Рассказывали также, что видели его и на премьерах в Большом театре, и в Тульском цирке. Кстати, сам он, когда с кем-то знакомился, представлялся иногда театральным режиссером.
Юру считали городским сумасшедшим. Высказывалось предположение, что когда-то он подавал большие надежды как ученый, имел несколько высших образований, в том числе и актерское. На этой почве и повредился рассудком.
Михаил Майоров
– Где-то в конце 1970-х он раздобыл офицерскую шинель, в которой заявлялся к кому попало, представляясь директором цирка, – рассказывает наш известный краевед Михаил Майоров. – Не исключено, что Юра был родственником знаменитого Владимира Васильевича Стрекопытова, одного из руководителей стрекопытовского бунта в Гомеле в 1919 году, который подняли прибывшие туда тульские полки. Вероятнее всего, внук.
И вообще не факт, что он был сумасшедшим, как считали в Туле. Может, это была удачно выбранная им когда-то маска...
Умер Юра Стрекопытов в начале 1980-х годов.