Что вы представляете, услышав словосочетание «пищевое отравление»? Шаурму, купленную в привокзальном ларьке? Салат из отдела готовой продукции ближайшего супермаркета? Или изысканное блюдо из дорогого ресторана?
Отравиться можно чем угодно и где угодно. Но как отстоять свою правоту и добиться компенсации от недобросовестных поваров? Об этом рассказывает специалист тульского Центра защиты прав граждан, практикующий юрист Ольга Демышева.
Порядок организации общественного питания как в стационарных (ресторанах, кафе, столовых), так и в нестационарных (уличные тележки, торговые павильоны, «островки» в ТЦ) заведениях регулируется Санитарными правилами и нормами (СанПиН) № 2.3.6.1079−01.
Первый и главный пункт, который поможет вам подтвердить свою правоту при возникновении претензий в адрес сотрудников и владельцев заведения, в котором вам подали некачественную еду, — наличие чека. Обязательно сохраняйте чеки на питание в малознакомых заведениях хотя бы на протяжении нескольких дней. Со временем чековая лента может выцветать, а сам чек может потеряться или прийти в негодность — не лишним будет сфотографировать его на телефон.
Если же чека нет, а вы расплачивались банковской картой — подтвердить факт посещения заведения поможет банковская выписка. Если вы были в кафе не одни и счёт оплачивал ваш друг или коллега, помните: согласно Закону «О защите прав потребителей» требовать возмещения вреда, причинённого недостатками товара или услуги, может любой человек, которому этот вред был причинён. Кроме того, люди, которые вместе с вами находились в кафе в день отравления, могут быть признаны свидетелями и подтвердить ваши доводы в ходе дальнейшего разбирательства.
Если после посещения кафе или ресторана вы почувствовали себя плохо — обязательно обратитесь к врачу. Можно вызвать на дом скорую помощь или терапевта из районной поликлиники. Расскажите специалисту, на что жалуетесь, что именно, где и когда вы ели.
Если по результатам медицинского обследования выяснится, что причиной ухудшения самочувствия стало пищевое отравление, — попросите у медиков выписку из истории болезни с подробным описанием состояния вашего здоровья и вероятных причин отравления.
Идеально, если в выписке будет содержаться время посещения вами злополучного заведения, время ухудшения самочувствия и время прибытия врача, — это поможет максимально подробно восстановить картину случившегося и послужит доказательством вашей правоты. Если лечение затянулось и вам пришлось самостоятельно покупать лекарства и медикаменты — сохраняйте чеки на них.
Получив на руки заключение, обращайтесь с жалобой в территориальное Управление Роспотребнадзора с просьбой проверить работу заведения, в котором произошло отравление, а именно: соблюдение персоналом всех санитарных правил и норм, правил хранения продуктов и поддержания надлежащего санитарного состояния в помещениях кафе, наличие санитарных книжек у всех сотрудников. Ссылаться в данном случае следует всё на те же СанПиН № 2.3.6.1079−01, а также на положения Закона «О защите прав потребителей». К жалобе нужно приложить копию медицинской выписки и чека из заведения.
Роспотребнадзор обязан провести проверку. Если будут выявлены нарушения, заведению грозит административная ответственность — от штрафов до приостановления деятельности на срок до 90 суток для устранения всех недостатков. О результатах проверочных мероприятий обязательно должны оповестить вас — это письмо послужит ключевым доказательством вашей правоты.
Получив на руки результаты проверки, подготовьте письменную претензию в адрес заведения, в котором произошло отравление, — максимально подробно опишите ситуацию, приложите все имеющиеся документы и чеки. Если для лечения вам пришлось брать больничный — получите у работодателя справку о размере среднего заработка за день. В зависимости от количества дней, потраченных на лечение, рассчитайте сумму не полученного вами дохода. Её можно включить в перечень требований вместе со стоимостью заказанных в кафе блюд, лекарств и компенсацией морального вреда.
Дальше действуйте по стандартной схеме — отправляйте претензию и копии приложенных документов заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если в течение 10 дней с момента получения вы не получите ответ или письмо вернётся обратно — вы имеете полное право обратиться в суд. В этом случае, поскольку речь идёт о защите прав потребителя, истец освобождается от уплаты государственной пошлины.