На фестивале актёры показали сказку Трины Паулус «Надежда каждого цветка». Причём играли спектакль на французском языке. Но это для школьников не проблема, ведь все они учат этот язык в гимназии с первого класса. Здесь реализуется программа «Обучение театру через французский язык, обучение французскому языку через театр» — и как раз часть этого проекта — работа театральных студий «Пчелка» и «Образ» и их участие в международных франкофонных фестивалях.
Чтобы выступить на этом фестивале, необходимо было стать лучшими на Международном фестивале молодёжных театров на французском языке Maski в Москве. Если здесь театр получает приз зрительских симпатий, то он едет на фестиваль за рубежом. Театральная студия «Образ» (старшая группа театральной студии «Пчёлка») как раз и получила этот приз. А на фестивале «Амифран» туляков заметили, оценили и пригласили на фестивали во Францию, Италию и Канаду (Квебек).
Сцена из спектакля «Надежда каждого цветка».
В этом году театральной студии «Пчёлка» исполнилось 25 лет, и уже 15 лет ребята играют спектакли и на французском языке. Создателем, идейным вдохновителем, режиссёром студии все эти годы является Ольга Викторовна Филиппова, педагог-организатор гимназии № 30. Глядя на эту женщину, яркую, энергичную, харизматичную, становится понятно, почему столько лет ей удаётся сохранять и приумножать интерес к театральной студии и заряжать юных артистов вдохновением и любовью к театру.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/e0fd0da4-263a-4851-9c87-024f8452705e.jpg)
Ольга Викторовна Филиппова.
По образованию Ольга Викторовна — учитель русского языка и литературы, но театром она увлечена с детства.
- Я благодарна своей судьбе за то, что пять лет занималась в театральной студии «Алый парус» у Зои Васильевны Григорьевой и Евгения Ивановича Крючкова в ДК профсоюзов. Я пришла в студию в девятом классе. Серая мышка, девочка, которая всего боялась, с кучей комплексов. И вот педагоги сумели открыть все створочки, вытащить оттуда человека, который, оказывается, творческий.
— И теперь эти створочки открываете Вы! Ольга Викторовна, сколько ребят занимается в театральной студии «Пчёлка»?
- На данный момент более 60 человек. У нас есть младшая студия с 1 по 4 класс, средняя студия с 5 по 7 класс, старшая студия с 8 по 11 класс — она называется «Образ». Младшие и средние занимаются дважды в неделю, старшие — три раза. С ними уже можно более глубоко докапываться до философии спектакля, отрабатывать и шлифовать роли, как говорится, накладывать грани на алмаз.
— Когда вышел первый спектакль «Пчёлки»?
- Весной 1991 года. Первым нашим выходом на сцену стали театрализованные действа, которые объединили родителей и детей. Ну, а первый наш настоящий спектакль назывался «Целебный камень».
— То есть вы ещё родом из Советского Союза?
- Да. 90-е годы — это самый расцвет творчества, были идеальные условия для самореализации. У нас ничего не было. Костюмы шили из старой одежды, декорации делали сами, но кризис подстегнул нас к мысли, к действию. Уже в 1991 году мы поехали на свой первый фестиваль в Эстонию. Поездка стоила сто рублей, помню, как я ходила и искала спонсоров (смеётся).
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/33866969-bd79-471a-b5bb-558071ac8c37.jpg)
В рабочем кабинете Ольги Филипповой.
— Как родилось название студии?
- Это моя любимая история, которую я до сих пор с удовольствием всем рассказываю. Когда начали обсуждать название студии, было два варианта — «Пчёлка» или «Радуга». И все проголосовали за «Пчёлку». Я спросила у ребят — почему? Они ответили: пчёлка трудится — мы тоже трудимся, пчёлка носит мёд — мы работаем над спектаклем, пчёлка приносит радость мёдом, мы — своими спектаклями. Мне это очень понравилось, так закрепилось это название.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/ec42e81c-85ca-4713-adcf-73fbc001bbc4.jpg)
Сцена из спектакля «Надежда каждого цветка».
— За 25 лет постановок было очень много, но есть такие, которые до сих пор в сердце?
- Конечно! Мы выбираем спектакли, чтобы в них была глубокая философская мысль, образность и массовость. Для меня театр — это философия, эстетика, красота. И возможность языком театра поговорить о проблемах, которые важны для всех.
С удовольствием вспоминаю спектакль 2000 года «Маленький принц», где играли все три студии. Это был первый спектакль, где мы ввели хореографию. У нас до сих пор в спектаклях много пластики. Это было мощно!
Когда я работала над этим спектаклем, у меня было ощущение, что я держу каменную стену и никак не могу её поднять. И ту лёгкость и восторг, когда всё наконец полетело…
Потом был спектакль «Сирано де Бержерак», в котором играло более 50 артистов. Бои на шпагах нам ставил актёр театра драмы Бавтриков. Постановка получилась очень трогательная. Зал плакал!
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/010cd4ed-4311-4b05-b794-a281e157931c.jpg)
Сцена из спектакля «Сирано де Бержерак».
«Чайка по имени Джонатан Левингстон» — наш самый титулованный спектакль, мы показывали его на четырёх фестивалях. Даже на Байкале, где мы играли на открытой площадке.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/29e190aa-b1bf-45d5-8292-104cd5aba1e0.jpg)
Сцена из спектакля «Чайка по имени Джонатан Левингстон».
Один раз на деревянных подмостках, а второй раз просто на берегу озера. Скалистый берег, сосны, горы в туманной дымке — лучшие декорации. Дети кричали, как чайки. А над ними кружили настоящие чайки и отвечали им с высоты.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/e6bca533-99b1-467d-8bb3-3f5b78eb53ad.jpg)
Сцена из спектакля «Нос».
Очень сильный спектакль «Нос» Нины Садур. Я подслушала разговор людей на фестивале. Кто-то спросил — ты видел у Тулы «Нос»? И ответ — да, это была бомба. В прошлом году мы с выпускниками студии поставили спектакль по роману Замятина «Мы», он шёл 2,5 часа. То, что у нас в итоге получилось, на меня саму произвело огромное впечатление. Мне не стыдно за свои работы.
И даже если у жюри возникают вопросы, то они — только ко мне. Дети всегда работают честно.
Даже когда у них роль без слов. Например, в спектакле «Надежда каждого цветка» у семиклассницы Вики Разумовской мало слов, она играет гусеницу. Но на форуме после фестиваля в Румынии, когда разбирали спектакль, профессиональные актёры ей сказали: «10 минут на сцене просто есть траву и так, что от тебя не оторвать глаз!» Это дорогого стоит. Вообще фестивали дают очень многое. Это школа не только для детей, но и для меня. На всех фестивалях несколько дней идут мастер-классы, их проводят профессиональные режиссёры и актёры разных стран. Это очень обогащает.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/615c13f5-6aed-4bd3-a4d6-74f04be5c5f7.jpg)
Виктория Разумовская, 7 «А» класс
Моя сестра, которая старше меня на семь лет, занималась в «Пчёлке». И когда я, маленькая, ходила на их спектакли, мне очень нравилось. Мы с сестрой и родителями приняли решение, что я тоже буду ходить в эту театральную студию. Здесь очень приятная атмосфера, в течение всей репетиции мы обсуждаем роли, работаем над спектаклем, чистим куски. Моя сестра сейчас учится на втором курсе Школы-студии МХАТ, я тоже хочу стать актрисой. А летом мы ходим в походы — два раза обязательно! Один раз уезжаем куда-нибудь в святое место, там разбиваем лагерь, помогаем храму, ходим на причастие, а в августе — водные походы, сплавляемся по рекам на катамаранах.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/6c24d129-7bc8-471f-9d72-5f37507407fe.jpg)
Валерия Бабыничева, 8 «Б» класс
Когда я пришла в гимназию в первый класс, то узнала, что здесь есть такая студия. Пришла на первое занятие, и мне сразу очень сильно понравилось. С каждым годом любовь к студии только растет. На данный момент мы не просто театральная студия, мы — семья. Проводим вместе очень много времени, летом ходим в походы, и это очень сближает. В будущем я бы хотела стать режиссёром.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/18e747d1-c849-4431-8ebe-208df35cb12f.jpg)
Софья Филимонова, 10 «А» класс
Когда я увидела, какие спектакли ставит старшая группа, мне очень понравилось! И я пришла в студию. Ещё мне необходимо улучшить свой французский язык, и в этом мне помогает живое общение на этом языке на фестивалях. Очень нравятся уроки актёрского мастерства, мы разбираем много материала, ищем характеры, это очень затягивает. Занятия помогают мне развиваться, приобретать уверенность в себе.
— Вы мечтаете о том, чтобы выпускники студии становились артистами?
- Я всегда говорю детям, что театр вас настигнет, не надо это делать самоцелью. Очень хочется, чтобы у ребят не было звёздности, я никогда не афиширую весь список спектаклей, которые мы поставили, и все наши титулы. Я не напоминаю детям, что они лауреаты, дипломанты, победители
Я им всё время говорю — не воспитывайте в себе актёра. Вы должны быть открыты миру, уметь впитывать, наблюдать, а актёрская профессия вас настигнет.
Из моих учеников есть трое, которые выбрали для себя это профессией. Мария Попова играет в Камерном драматическом театре, Юля Разумовская учится в Школе-студии МХАТ, Семён Коновалов в этом году поступил в Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино» (МИТРО). Я очень рада за них. Если они достигнут высот и где-то упомянут, что занимались в студии «Пчёлка», вот тогда это будет мой результат. А пока мы для детей — стартовая площадка.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/1f/04/b94b-bbf6-4ee6-ad06-4417de4c2364/16643f81-fc70-4878-b800-57d40552dba7.jpg)
Одна из стен кабинета Ольги Филипповой обклеена афишами со всевозможных фестивалей, в которых принимала участие «Пчёлка».
— Ольга Викторовна, над чем работаете сейчас?
- Проект младшей студии пока озвучить не могу. А со старшими сейчас мы работаем над новым спектаклем «Носорог» Эжена Ионеско. Премьера весной!