Прямая речь: Пилоты авиамоделей

Москвич Павел Белов. Фото Максима Котенёва.

Прямая речь: Пилоты авиамоделей

10 августа на аэродроме Клоково Myslo пообщался с любителями радиоуправляемых моделей самолётов и вертолётов.

В этот день в Туле уже в шестой раз проходил фестиваль авиамоделизма «Тульские крылья», поэтому на аэродроме собрались все любители радиоуправляемых моделей не только из нашего города, но и из соседних регионов.

Myslo узнал у авиамоделистов, что легче — вести машину или управлять моделями самолетов, почему нельзя «полетать» в городе и сколько стоят такие «игрушки».

 

Дмитрий Кутилкин, монтажник

- Хотел заняться авиамоделизмом с детства, но всё никак не получалось. Пошёл в кружок в школе, а его закрыли… Занимался в итоге радиоэлектроникой. Стал взрослее, появились возможности — и финансовые, и по времени.

Уже лет восемь как занимаюсь этим хобби. Собираю и настраиваю всё сам, а материалы покупаю в Китае: в России их практически не производят. Хорошо, что есть такие фестивали, на которых можно встретиться и пообщаться с единомышленниками из разных регионов. А с туляками списываемся на форуме, делимся новостями, вместе выезжаем в поля полетать. У меня есть и вертолёт, и самолёт, и радиоуправляемая машинка.

Летать интереснее на вертолёте: он сложнее в управлении — больше адреналина. Это сложнее, чем водить машину!

Нужен серьезный контроль: чуть что, сразу всё падает. А любое падение — это отсрочка от дальнейших полётов: много времени трачу на починку…

Денег уходит на это тоже достаточно. Цены на модели зависят от их класса. Если не брать в расчёт игрушки, которые продаются в наших магазинах, то начинаются от 10 тысяч рублей и заканчивая практически бесконечностью. Так, самые дорогие модели могут стоить и по миллиону. Таких в Туле, конечно, нет.

Кстати, в городе летать нельзя. Объясню, почему. Например, мой вертолёт весит около килограмма и развивает скорость до 100 км/ч. А есть и еще круче. Представляете, что будет, если такое «чудо» попадёт по голове? Поэтому нужны открытые безлюдные пространства, в Туле, к сожалению, таких нет. Аэродром Клоково считается военной площадкой (заниматься здесь нельзя), а из аэродрома в Мясново нас мягко так «попросили»: там летают только парапланеристы и дельтапланеристы. Поэтому мы выезжаем куда-нибудь подальше от города в поле.

 

Алексей Семёнов, системный администратор

- Авиамоделизмом я увлёкся ещё в детстве. Смотрел книги с чертежами самолётов, и захотелось сделать самому! Начинал с бумажных самолётов, потом стал собирать настоящие модели. Уже лет 40 этим увлекаюсь и собрал около 20 штук.

Самая моя любимая модель — это изящный по форме планер. Он запускается с лески и летает без двигателя — только на потоках воздуха. Есть и модели посложнее — мотопланер, например, который взлетает с двигателем, а потом парит в воздухе. Очень красиво! Похож на лебедя.

Кстати, летал я и самостоятельно: много лет служил в военной авиации. Так что небо в моей судьбе неслучайно.

Если бы свободного времени было больше, то я бы полностью посвящал его моделям. Но жизнь стала динамичной, дел много, и на хобби остаётся всё меньше времени. Если раньше, когда мы только зарождали это движение в Туле, лет 10 назад, я ездил летать каждый день, то сейчас вырваться получается только несколько раз в месяц.

 

Иван Абальян, студент, и Геннадий Грибков, преподаватель на «Станции юных техников»

Геннадий: Вот уже 55 лет я занимаюсь этим. Мастер спорта по авиамоделизму, между прочим! В 6−7 лет я вместе с ребятами во дворе пошёл заниматься в авиамодельный кружок. А около сорока лет назад я начал сам вести такой кружок для детей. Они ходят на занятия с великим удовольствием и желанием, а потом поступают в авиационные и технические институты. Мы часто бываем в других городах, участвуем в соревнованиях. Для детей это не просто увлечение, но и полезные занятия: они учатся работать руками, развивают мышление, делают чертежи, разрабатывают самолёты, — в общем, всестороннее развитие ребёнка. А еще ребята дружат, переживают друг за друга. Я всего достиг вместе с ними!

Иван: Вообще я с детства интересовался техникой. И так получилось, что попал на «Станцию юных техников» и остался там. Мне нравится собирать самолёты, запускать их в воздух, «ковыряться в технике». Уже семь лет занимаюсь авиамодельным спортом. За это время сделал много моделей, но еще больше разбил) Жалко не было, это только подзадоривает научиться хорошо управлять моделями. Совершенства, конечно, еще не достиг, но бросать свое увлечение не буду!

 

Илья Гарбузов, фотограф

- Как фотографу мне всегда было интересно поснимать что-то сверху. Город с высоты птичьего полёта — красивое и необычное зрелище. Сначала пытался снимать с вертолёта, но оказалось, что это самое опасное средство для транспортировки фототехники. Требует «прямых рук» — в управлении очень сложен! Постепенно перешёл сначала на квадрокоптер (модель вертолёта с четырьмя винтами).

Он оказался тоже не самым надёжным: если один винт отказывает, то всё падает. В итоге приобрел уже гексакоптер — с шестью винтами. Теперь делаю виртуальные 3D-панорамы Тулы. Кстати, скоро они появятся и на Myslo!

Конечно, это дорогое удовольствие. Если модель падает, то по стоимости получается, как будто две незастрахованные машины столкнулись.

Учебно-тренировочный квадрокоптер, например, предназначенный только для фото и видео, но не для панорам стоит где-то 40−50 тысяч рублей. Плюс нужно докупить специальную небольшую камеру Go Pro, флэшку к ней… Если модель упала метров с сорока, то починить технику, как правило, не получается.

 

Вячеслав Бурдыкин, начальник отдела настройки радиоэлектронной аппаратуры

- В школе в пятом классе пошёл в авиамодельный кружок от Машзавода, занимался там класса до 9-го. Потом появились другие интересы, а ещё армия, работа… Поэтому я немного отошёл от своего увлечения. А лет семь назад снова вернулся к нему. Купил модельку вертолёта в Хобби-центре, и всё закрутилось. Сейчас увлёкся FPV-полётами: когда за техникой следишь по камере через специальные очки.

Это позволяет улетать модели очень далеко и не бояться, что потеряешь связь с ней. Для этого в квадрокоптер устанавливается электронное оборудование с автопилотом. В случае чего модель возвращается на точку взлёта без моего участия. Сложность её именно в этой «начинке».

Раз в неделю обязательно выхожу полетать. По Веневской трассе недалеко от города есть поле, в которое можно заехать на автомобиле.

Семья полностью за моё увлечение! Очень рады тому, что я этим занимаюсь.

Не могу сказать, что замечаю траты на технику. Устройства обычно заказываю через интернет и постепенно собираю модель. Если сложить все затраты вместе, то в итоге сумма выходит внушительная.

 

Алексей Васильев, управляющий автосервисом

- Как и все, увлекался этим в детстве. Даже занимал первые места на Всероссийских соревнованиях, но потом забросил это хобби. А вот так серьезно вернулся к авиамоделизму четыре года назад. Летом перед днём рождения у моей жены встал вопрос — что мне подарить. Выбор мой пал на модели вертолётов.

В Туле я сейчас практически единственный, кто летает на вертолётах высокого класса.

Увлечение моё переросло в бизнес: я являюсь совладельцем интернет-магазина, продаю всё необходимое для моделей. Стараемся поддерживать развитие этого направления, передавать опыт. Сам стараюсь летать каждый день. Семья меня в этом поддерживает! Зал в квартире отдан в мое распоряжение: под сбор моделей. Мы даже специально переезжали из двухкомнатной квартиры в трёхкомнатную.

Автор: Мария Кучерова, 12 августа 2014, в 13:18 +8
Другие статьи по темам
Туляк собрал машину-амфибию
Туляк собрал машину-амфибию
Ляйсан Утяшева и «Танцы»
Ляйсан Утяшева и «Танцы»