Корреспондет Myslo побеседовал с Евгением Георгиевичем Суворовым, главным врачом НУЗ «Отделенческой больницы на ст. Тула ОАО «РЖД».
О работе главврача
- Управление медицинским учреждением — это творческий процесс, но, естественно, регламентированный приказами Министерствами здравоохранения РФ и Тульской области, департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» и др. Любому главврачу нужны не только знания в области медицины, но и навыки хозяйственной деятельности. И надо просто любить своё дело. Конечно, тех восьми часов, которые отведены на рабочий день, ни главному врачу, ни его заместителям не хватает. Как правило, уложиться в эти временные рамки не удаётся — приходится проводить на работе больше времени.
Про отношения «врач-пациент»
- До перестройки (до 1987 года. — прим. автора) было такое представление: врач — это «царь», к которому пациент приходит за помощью. Сейчас ситуация изменилась. Мы, врачи, зовём к себе пациентов, мы стараемся сделать их пребывание в больнице комфортным. Причём слово «комфорт» означает не только тёплую палату со всеми условиями для пребывания в ней, но и хороший психологический настрой человека.
Пациент всегда прав
- Мы не проводим широких конкурсов по подбору кадров. Мы принимаем на работу всех, кто хочет трудиться в нашей больнице. Им мы рассказываем о наших традициях, которые сложились здесь за многие десятилетия (Скоро больница будет отмечать 150 лет со дня своего основания, — прим. Myslo). Главная среди них — это отношение к пациентам. Врач должен испытывать к ним уважение, любовь и сочувствие. Это, конечно, прописано в клятве Гиппократа. Но в железнодорожной медицине такое отношение к пациенту было закреплено ещё и административными положениями. То есть это требование к работающим у нас врачам.
Когда в железнодорожную больницу приходят новые молодые врачи, медсёстры или младший медицинский персонал, первое с чего мы начинаем общение с ними -это наши правила работы с больными.
Пациент всегда прав. Почему мы выдвигаем такой тезис? Да, в спорных вопросах врачи могут доказать свою правоту, показывая пациенту медицинские приказы и инструкции. Но! Это не поможет изменить настрой человека. Он всё равно будет не удовлетворён оказанной услугой.
Про молодых специалистов
- В нашей больнице есть система адаптации для новых сотрудников, которая рассчитана на три года. Каждый из молодых специалистов имеет своего наставника. Дело в том, что и раньше, и сегодня в медицинских вузах студентам не рассказывают такие мелочи: как выписать больничный или справку на санаторно-курортное лечение.
Например, когда я пришёл работать в больницу после института, я знал, как делать резекцию желудка, ампутировать ногу, удалить аппендицит, а как выписывать больничный, я не знал. Этому меня учила медсестра, которая работала со мной.
А ещё мы стараемся донести до молодых врачей, что всегда надо найти время в своей работе, чтобы поговорить с пациентом, посочувствовать ему. Главное - это доброжелательное отношение персонала больницы к пациентам. Это как-будто и не новость, но в то же время каждый день к нам приходят пациенты и некоторых из них такая доброжелательная обстановка приятно удивляет.
Но, конечно, мы понимаем, что медицинский работник не машина. Все мы болеем, у каждого могут быть семейные конфликты и другие неприятности…
Про аппаратуру
- Что касается новинок, то в этом году дела с их закупкой обстоят сложнее, чем в прошлом: курс доллара вырос. Сейчас мы ищем возможности импортозамещения.
Какими новыми аппаратами и приборами мы располагаем сегодня?
С помощью современного оборудования в отделении эндоскопической хирургии врачи делают операции без разрезания брюшной стенки, то есть без рассечения тканей. Это возможно благодаря эндоскопу — прибору, который имеет такой же диаметр, как шариковая ручка.
В отделении гинекологии врачи делают как эндоскопические, так и лапоратомные операции, в зависимости от патологии, которая выявляется у пациенток. В отделении также применяют гистероскопию (прибор гистероскоп способствует осмотру полости матки), благодаря чему у женщин консервативным способом удаляют доброкачественные новообразования.
Врачу урологу мы купили аппаратуру, которая позволяет удалять камни в мочеточниках путём дробления. Происходит это следующим образом: длинный тонкий жгутик вставляется в мочевой пузырь, проходит по мочеточнику и расщепляет камни пневматическим или ультразвуковым ударом. Камень рассыпается и свободно выходит с мочой наружу.
В чём преимущество эндоскопического метода? Во время операции врач не делает большие разрезы. Сегодня человека прооперировали, завтра он уже может ходить.
Таким образом, послеоперационный период переносится намного легче, чем после консервативных вмешательств. Благодаря этому человек меньше времени проводит в стационаре.
«Койки не сокращаем»
- В медицинских учреждений Москвы и Тулы сокращают койки. Это не секрет. Мы в железнодорожной больнице свои койки не сокращаем, мы просто меняем их назначение. Например, раньше хирургическое отделение располагалось на двух этажах и в общей сложности занимало 40 коек. Сегодня оно находится на одном этаже. Это стало возможным благодаря применению методов лечения с минимальным хирургическим вмешательством. За счёт того, что больные проводят после операции в стационаре не по две недели, а по два-три дня, и освободился один этаж с койками. Здесь мы разместили дневной стационар.
Про школы гипертоников
- 2015 год объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Таким образом, задан вектор работы для врачей. Конечно, это не говорит о том, что мы можем забыть про туберкулез, сахарный диабет, ожирение, нарушение обмена веществ и другие заболевания.
Сегодня активно проводятся конференции и съезды кардиологов. В этом году мы организовываем на базе нашей больнице так называемые «школы гипертоников». Врачи собирают группы по 12 человек и проводят с ними один раз в неделю занятия по 1−1,5 часа. Обучение в такой школе рассчитано на 1,5 месяца. Обычно занятия проходят в вечернее время. Кстати, прийти на них могут не только больные, но и их родственники. Что можно узнать на таких встречах? Какие препараты надо принимать людям, имеющим проблемы с сердечно-сосудистой системой, как надо питаться, сколько нужно двигаться в день…
Мы организовываем эту школу с расчётом на то, что её «ученики» в дальнейшем поделятся знаниями, полученными от врачей, со своими родственниками, друзьями и знакомыми.
Это очень важно, потому что, к сожалению, в Российской Федерации народ достаточно «прохладно» относится к своему здоровью.
Про любовь пациентов
Наша больница на сегодня — это большой организм, в котором каждый выполняет свою роль. Все вместе мы достигли того, что пациенты выбирают именно наше медицинское учреждение. И нам важно сохранить такое внимание со стороны пациентов.
Каждый день 500 человек приходят в нашу поликлинику, ещё 300 — в подразделение на железнодорожной станции «Узловая». Каждый день 250 человек находятся в стационаре: 40 пациентов выписывается из больницы, 40 — приходят, чтобы пройти лечение.
Евгений Георгиевич Суворов родился 8 июня 1947 года.
Закончил Курский медицинский институт, ординатуру по специальности «Хирургия».
С 1983 года главный врач НУЗ «Отделенческой больницы на ст. Тула ОАО «РЖД»