Евгения Симонова: Я всю жизнь боролась с амплуа чистой невинной девушки

Фото Павла Чесалина.

Евгения Симонова: Я всю жизнь боролась с амплуа чистой невинной девушки

В ДК "Ясная Поляна" состоялся творческий вечер одной из самых очаровательных и талантливых российских актрис.  

Народная артистка России Евгения Симонова проснулась знаменитой после комедии Георгия Данелии «Афоня». Её кареглазая Катя сразу полюбилась зрителям. Затем были «Обыкновенное чудо», «Школьный вальс», «Баламут», «Дети Арбата», «Взрослые дочери». Одна из последних работа актрисы — роль учительницы-маньячки в сериале «Метод» — очень неожиданная для нежной и романтичной Евгении Павловны.

Беседовать со зрителями, рассказывать им истории из своей жизни, читать стихи и монологи Симонова предпочла без микрофона. Актрисе театра так привычнее, да и камерная обстановка уютного зала ДК «Ясная Поляна» это позволяет.

- Сегодняшний день у меня в памяти останется надолго, скорее всего, навсегда. Сегодня мы с группой коллег из моего родного театра им. Маяковского, в котором я служу почти 40 лет, приехали в Ясную Поляну. У нас была потрясающая экскурсия. Я много раз была в Ясной Поляне, много читала и сейчас читаю про это фантастическое место. Всё равно каждый раз, когда попадаешь в эти сады, парки, в стены усадьбы, когда подходишь к могиле Льва Николаевича, а затем идешь на кладбище, где похоронена Софья Андреевна и её дети, всё равно чувство от количества раз не становится слабее. Всё равно это потрясение и восхищение. И каждый раз ты попадаешь под сумасшедшее обаяние этого места. Нижайший поклон всем, кто сохраняет усадьбу столько лет в таком порядке.

- Меня пригласили в Ясную Поляну как раз в тот момент, когда в театре им. Маяковского мы начали репетировать пьесу очень интересного литовского драматурга Мариуса Ивашкявичуса «Русский роман» — о Софье Андреевне Толстой. В основе пьесы лежат трагические события 1910 года. Мы репетируем с огромным интересом и желанием, с трепетным чувством. Пьеса написана с любовью и состраданием ко всем действующим лицам, с попыткой в очередной раз понять и разобраться в тех непростых событиях. Личность Толстого безгранична — это космос. Но рядом с ним жили простые живые люди, и они были вовлечены в этот космос. Интересно, что в моей биографии я второй раз играю реального исторического персонажа. Первый раз это было много лет назад в фильме Зархи «26 дней из жизни Достоевского», где я играла его вторую жену Анну Сниткину.


С Анатолием Солоницыным, 1980 г.

И вот второй раз — такой подарок. Помню, я читала, когда 34-летнюю Анну Григорьевну после смерти Достоевского спросили, почему она больше не вышла замуж, она ответила: «Я была женой Достоевского. Кто еще может встать с ним на один уровень? Разве что Лев Толстой. Но он всё время был женат».

- Всё началось с театрального училища им. Щукина. Мою программу для вступительных экзаменов составляла мне моя бабушка. Там были немодные тогда авторы: Гиппиус, Мережковский, Северянин. С этой программой я благополучно всюду проваливалась. Потом каким-то чудом я поступила в Щукинское училище, но любовь к поэзии серебряного века живёт во мне всегда. И первое ощущение красоты, музыки, образности у меня началось именно со стихов Игоря Северянина.


Женечка Симонова.

- В 1976 году я пришла в театр им. Маяковского, и моё боевое крещение началось со спектакля «Чайка». Я начала репетировать роль Нины Заречной, зная, что с этой ролью проваливаются многие актрисы. Она очень трудная. В первых трёх актах она одна, потом с ней происходит перелом и она появляется через два года другая. По сути, за эти два года она проживает целую жизнь. Моё счастье и трудность заключалось в том, что на сцене я сразу встретилась с большими актёрами. Моим партнёром стал мой хороший друг Игорь Костолевский, мы вместе мучились над ролями и быстро нашли общий язык. 

Аркадину играла Татьяна Васильевна Доронина. Актриса грандиозная, фантастический мастер и очень сложный человек. Рядом с ней было безумно интересно и дико сложно.

Обычно в театре третий звонок — святое. Приходит администратор и говорит: «Всё, третий звонок. Зал сел, можно начинать спектакль». Но у нас спектакль нельзя было начать, если Татьяна Васильевна не разрешала. Когда Татьяна Васильевна шла к сцене, не дай Бог кому-то было пересечь ей ось движения. Татьяна Васильевна много курила, но только сигареты Мальборо. У неё был красивый мундштук, она сидела на репетиции и так артистично курила. О ней можно очень много говорить, но находиться с ней рядом на сцене было так трудно.


Татьяна Доронина.

- Я начала сниматься в кино ещё будучи студенткой. За четыре года обучения я снялась в семи фильмах. Самое начало — фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Леонида Фёдоровича я считаю своим крёстным отцом в кино. Это был один из самых светлых, прекрасных, добрых, умных и талантливых людей, которых мне посчастливилось встретить в жизни. Когда я приехала к нему на пробы, мне было 18 лет. Я очень волновалась, а он просто взял меня за руку, посмотрел, и всё напряжение ушло. Я поняла, что с этим человеком может быть только всё самое прекрасное. Съёмки в этой картине были таким счастьем! Это как вернуться в детство. По своей наивности я подумала, что в кино вот именно так всё и бывает, только такие взаимоотношения у режиссёра и актёров… Но потом я поняла, что это наоборот исключение.

Ну, а популярной я проснулась после выхода на экраны комедии «Афоня». Мои первые зрители делились на две категории: мальчики начальных классов и мужчины разных возрастов, но в состоянии несильного алкогольного опьянения. Я всегда жила далеко от центра. И вот стоишь на автобусной остановке, и кто-нибудь в темноте узнает, подойдёт, скажет: «Катя…», и дальше шла какая-то жизненная история. Я была счастлива, потому что это были мои первые зрители. Кстати, в постельной сцене в «Афоне» я лежала в пуленепробиваемой шёлковой рубашке, а Куравлёв отказался снять брюки. Так что всё было очень невинно.


С Леонидом Куравлёвым, «Афоня», 1975 г.

А что со мной было, когда я в первый раз увидела фильм! Я рыдала от ужаса, какой толстой я тогда была. Я сейчас вешу 62,5 кг, это я очень стараюсь и за собой слежу. А тогда я весила 64,5 кг, для девушки это было недопустимо. Данелия ничего не мог понять и спросил у моей мамы: «Что она плачет?» «Она больная, ей надо лечиться», — ответила мама. Я себя очень не любила на экране. Сейчас чем становлюсь старше, тем прихожу в согласие с собой.

- Я всю жизнь пыталась раздвинуть рамки своего амплуа, борясь с образами чистых и невинных девушек. У меня всегда был очень высокий голос, который я ненавидела. И вот мне выпало счастье сыграть в спектакле «Отец» по пьесе Стринберга героиню Лауру. Она такая демоническая женщина, получилась такой сильной и такой отрицательной, что мне моя старшая дочь, посмотрев спектакль, сказала: «Мама, ну ты и сволочь!» Для меня эти слова были как бальзам. А моя подруга так и уехала домой с букетом цветов — не смогла мне его подарить.

- Моя дочь от брака с Александром Кайдановским — Зоя — родила третьего ребёнка, Софию — ей всего несколько дней. Ещё у меня есть внук Алексей, ему 16 лет, и внучка Варя, ей пять лет. Так что я счастливая бабушка! Что я могу рассказать о моей жизни с Кайдановским? Мы прожили вместе шесть лет. Мне было 19 лет, когда мы поженились.


Александр Кайдановский (1946−1995 гг.).

Я не жалею об этом периоде, хотя он был очень мучительный. Это была школа жизни, потому что ведь он многих сломал. Но у меня была хорошая школа — старший брат Юрий Вяземский, сейчас профессор и ведущий телепроекта «Умники и умницы». Он старше меня на четыре года. С детства он был сильный, талантливый и любил подавлять. А я же не любила подавляться. Я его обожала, но всё время пыталась сопротивляться. Поэтому я выработала в себе стойкость. И когда Александр Леонидович тоже стал пытаться меня подавлять, я тоже сопротивлялась. Он был фантастически одарённым человеком. Он очень любил книги и тратил на них почти все деньги. Помню момент, когда у нас не было денег вообще. А они на что-то были срочно нужны. Занять было не у кого. Я решила проявить принципиальность и заявила: «Продай что-нибудь из своих книг». Он подошёл к книжному шкафу, открыл его и очень долго стоял смотрел. При этом на лице его было такое страдание! Потом закрыл шкаф, я спрашиваю: «Ты решил, какую книгу продашь?» Он говорит: «Нет, я вспомнил, у кого я ещё не занимал!»

Из досье Myso
Евгения Павловна Симонова
Родилась 1 июня 1955 г. в Ленинграде.
Окончила ВТУ им. Б. В. Щукина.
Актриса Театра им. В. Маяковского.
Семья: второй муж, режиссёр Андрей Эшпай, дочери Зоя Кайдановская и Мария Эшпай, внуки Андрей, Варвара, Софья.
Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Автор: Лариса Тимофеева, 1 ноября 2015, в 22:35 +5
В Туле открылась выставка «Техника в масштабе»
В Туле открылась выставка «Техника в масштабе»
Празднуем Новый год-2017 в кафе или ресторане2
Празднуем Новый год-2017 в кафе или ресторане2