В Зареченской школе №52 служба примирения работает чуть меньше года. На практике медиаторы еженедельно собираются, проводят тренинги на сплочение, умение выходить из конфликтных ситуаций. И, конечно, они работают по запросу - когда возникает ссора. Причем в тульской школе медиаторами являются сами учащиеся. Педагоги лишь направляют их, старясь как можно меньше вмешиваться в процесс медиации.
Елена Усова, замдиректора по воспитательной работе в школе №52:
Елена Усова
Говорить о новшестве в полном понимании этого слова, нельзя. В принципе все эти методы работали и до этого. Часто для разрешения конфликта учителя прибегают к помощи детей-лидеров. А сейчас мы решили попробовать такую форму работу, как школьная служба примирения. Сама идея ее создания принадлежит детям. Можно сказать, что это получилось случайно. В школе возникли трудности с одним учеником: из-за плохого поведения его приходилось удалять с уроков. Детское самоуправление у нас хорошо развито, и школьники решили сами уладить эту проблему: собрались вместе и поговорили с мальчиком, а также стали привлекать его к участию в школьных мероприятиях. Не скажу, что результат был стопроцентным, но определенного успеха они добились.
В основном служба примирения в школе работает по типичным ситуациям – плохая дисциплина, конфликты между «школьными звездами».
Рассказывает Тахмина Алимханова, ученица школы №52, участник службы примирения:
Тахмина Алимханова
В первую очередь мы занимаемся профилактикой. Проводим различные мероприятия на сплочение коллектива. Например, мы собираем учащихся на «Город выбора» - задаем ребятам задачки, сложные ситуации, а они должны найти из них выход. Заниматься этим мне очень нравится, думаю, это мое призвание.
Ирина Егорова, ученица школы №52, участник службы примирения.
Ирина Егорова
У нас есть ученик - мальчик плохо себя ведет, со всеми ругается. Мы начали с ним разговаривать, спросили, почему он так себя ведет. И нашли корень проблемы - оказалось, что с ним так общаются дома родители. Учителям пришлось вызвать их в школу. Сейчас мальчик ведет себя лучше. Примерно таким образом мы и работаем. О нашей службе в школе все знают. Теперь ко мне сами подходят младшие школьники – просят помочь советом или задачку решить.
Напомним, в школах конфликты учащихся, педагогов и родителей теперь разрешают специалисты-медиаторы. Медиаторы - это посредники, которые должны снизить уровень агрессии в школах. Ими могут стать как учителя и психологи, так и сами школьники. При этом медиатор не является «примирителем»: он не сглаживает конфликты. Он помогает найти реалистичное решение спора, которое удовлетворяло бы обе стороны конфликта.
Иллюстация Ирины Белолипецкой