О том, как работает этот сервис и чем еще может быть полезен портал «Открытый регион 71» тулякам, рассказывает министр правительства Тульской области Андрей Спиридонов.
Дайте жалобную книгу!
- Вообще проект «Открытый регион 71» - это know-how для области и для страны в целом. Он направлен на совершенствование системы госуправления на всех уровнях. Тульская область участвует в пилотном запуске этого проекта наряду с Москвой и Татарстаном. Почти год назад губернатор Тульской области Владимир Груздев подписал с министром Михаилом Абызовым соглашение об этом. Признаюсь, когда в сентябре 2012 года взялись за решение этой задачи, многие сомневались, что получится. 20 различных сервисов в сфере здравоохранения, образования, культуры, инвестиций, экономики, ЖКХ… За что браться?
Мы определили, что для нас приоритет - повышение инвестиционной привлекательности области, привлечение интереса к историко-культурному наследию региона и открытый муниципалитет.
То есть власть на местах должна быть прозначна, доступна и понятна. С 1 марта портал работает в тестовом режиме.
Очень востребован туляками классификатор проблемных вопросов. Если сказать проще – жалобная книга. Сейчас о своих проблемах жители в основном пишут губернатору или в правительство. По закону в течение 30 дней им должны письменно ответить. Не решить проблему, а ответить! А чтобы решить проблему, у жителей теперь есть новый инструмент. Определите, к какой сфере деятельности относится проблема - образование, здравоохранение, ЖКХ… Напишите ее (не анонимно!) на портале openregion71.ru. Модераторы проверят, правильно ли классифицирована проблема, и укажут, кто именно будет ее решать - орган исполнительной власти либо орган местного управления. Исполнитель обязан в течение 10 дней решить проблему и опубликовать ответ на портале с приложением фотографий.
Как говорят многие главы муниципальных образований и министры, «для нас «Открытый регион - это холодный душ и электрошокер». Отписки уже не пройдут, потому что принять работу, то есть подтвердить, что проблема решена, должен сам обратившийся!
Вот, например, из Узловой написали: «Просьба оказать помощь в установке уличного фонаря на торце дома по ул. Гагарина, 35 со стороны детского сада №25. Вечером и ночью ходить невозможно – кромешная тьма!»
Ответ зам. главы администрации МО Узловский район А. Сорокина: «уличный фонарь по ул. Гагарина, 35 (с торца дома) установлен 29.04.2013 года».
Обращаются с разными жалобами: окно в доме выбито, двор не подметают, мусор не вывозят, не убирают трупы животных… И все эти проблемы исполнитель обязан устранить за 10 дней.
Не скрою, были случаи, когда исполнители вместо того, чтобы почистить двор целиком, чистили часть, а фотографиями отчитывались, будто все сделали. Короче, чудеса фотошопа вместо реальной работы. Обман быстро обнаруживали. И так появилась функция «Народный контроль», когда житель должен ставить галочку – да, видел, все сделано, подтверждаю. Конечно, исполнение контролирует и модератор, и проверяющие на уровне правительства. Так что контроль тройной!
Как написать жалобу, если нет интернета
По словам Андрея Спиридонова, было много пожеланий от жителей глубинки, где нет интернета - сделать так, чтобы можно было пользоваться «жалобной книгой» и всеми другими функциями «Открытого региона 71». Поэтому в муниципалитетах созданы пункты общественного доступа в интернет.
- Ну а если пожилым людям сложно дойти до этого пункта, то с 16 августа у нас работает контакт-центр, - поясняет Андрей Спиридонов. – Можно позвонить на «телефон доверия» губернатора Тульской области 8-800-200-71-02 (круглосуточно и бесплатно), обозначить свою проблему. И если вопрос подпадает под одну из возможных тематик классификатора проблемных вопросов, получить его решение в течение 10 дней. Контакт-центр до 1 декабря тестирует данный сервис.
Сейчас мы расширяем классификатор жалоб. И в сентябре этот ресурс станет еще удобнее!
А еще, по словам Андрея Спиридонова, его команда тесно общается с компанией GOOGLE:
- Мы пригласили их на V Тульский экономический форум, чтобы они помогли провести информационные технологии для малого и среднего бизнеса. Уже готов масштабный совместный проект по безопасному интернету для детей и обучению компьютерной грамотности старшего поколения.
Кто владеет информацией – владеет миром
Чем интересен «Открытый регион 71» для простого обывателя или предпринимателя? Здесь собран большой объем информации. Она систематизирована и дает ряд интерактивных возможностей для жителей. Например, электронная запись к врачу или в детский сад. Или народная карта.
– Это более 5 тысяч объектов образования, здравоохранения и культуры, - поясняет министра. - Несколько слоев различных запросов. Например, где бесплатно в регионе работает WiFi. Или места действия социальной карты «ЗАБОТА». Или «Детские губернаторские площадки» - где они уже поставлены, где только строятся или будут построены. Или культурный навигатор – информация по 100 достопримечательностям региона. Пока только по 100…
Базы данных очень важны для развития бизнес-среды в регионе, для повышения инвестиционной привлекательности области. На «Инвесткарте Тульской области» инвестор может получить всю информацию по инвестплощадкам, по их обеспеченности ресурсами - водой, газом, электричеством, рабочей силой, дорожной инфраструктурой, а также обращаться в электронном виде в органы власти.
Сейчас в стадии запуска в тестовый режим сервис «Открытое ЖКХ» Он тестируется в трех муниципальных образованиях - Новомосковске, Узловой и Киреевске. Это будет самая полная информация по всему жилому фонду – электронный паспорт дома, жилая площадь и общая, планы и отчеты управляющих компаний по текущему ремонту, данные на что идут деньги жильцов по содержанию жилья, изменения тарифов и начисление платы за энергоносители…
По словам министра, это непросто сделать, потому что не вся информация есть в полном объеме. Приходится делать полный аудит того, что имеем. Как, например, с дорогами в области.
- Это еще один сервис на портале. Для него мы делаем практически полную инвентаризацию всех дорог, - пояснил Андрей Спиридонов. - Оказалось, у нас много бесхозных– их даже на карту невозможно нанести, нет координат, они не поставлены на баланс, у них нет хозяина. По просьбам жителей мы сделали классификатор для дорог по 10 позициям. Например, по дорожным знакам, по уличному освещению. Мы хотим сделать электронные паспорта всех дорог региона - год постройки, протяженность, проблемы, качество покрытия, ответственный за текущий и капитальный ремонт, сроки этого ремонта. В базу занесены дороги 15 районов. Сейчас идет тестирование сервиса в фокус-группах, потом сервис будет запущен в тестовом режиме. Кстати, записаться в фокус-группы может любой желающий – до 23 августа надо заполнить заявку на портале.
Власть – инструкция по применению
Большой блок электронных сервисов собраны в один портал, чтобы жители не запутались. Через него можно воспользоваться сайтом госуслуг, почитать твиттер губернатора, перейти на форумы сайта правительства.
Но главное – это сервис открытости власти на местах «Открытый муниципалитет». Он тестировался в шести муниципальных образованиях – это Тула, Новомосковск, Дубенский, Заокский, Веневский и Щекинский районы. Сейчас данный сервис развернут во всех муниципальных образованиях. Включает в себя электронные паспорта района и чиновников. В паспорте района указаны основные его характеристики, начиная от площади и численности населения и заканчивая достопримечательностями. А в паспорте чиновника есть полная информация о нем - короткая визитка, должность, возраст, биография, должностные обязанности, контактные данные и куда обратиться.
- Мы хотим, чтобы жители подсказывали, какая информация и сервисы им нужны и активно участвовали в создании портала, - пригласил к взаимодействию Андрей Спиридонов.