Дом №29 по проспекту Ленина, в котором сегодня, 15 ноября, произошел крупный пожар, был построен в конце XVIII – начале XIX вв. Он много раз перестраивался и менял владельцев.
Одно время в нем располагался один из первых тульских кинотеатров, а точнее, «Большой французский электротеатр».
Вечером 8 февраля 1909 года в нем произошла страшная трагедия: погибли 19 человек, в том числе дети. Всё началось с пожара.
Причиной возгорания стала расхлябанность демонстрировавшего кино механика Громогласова, который забыл снять с проектора уже показанные ленты картин. Да ещё после того, как он зарядил новую катушку и включил проектор, не снял предохранительное стекло.
«От сильного электрического света вспыхнула лента картины, и пламя широким языком устремилось в зрительный зал через смотровое окно, — описывал случившееся репортер „Тульской молвы“. – С криками „Пожар!“ публика бросилась к выходу, началась давка. На лестнице и в зале театра столпилось около 300 человек.
Обезумевшие люди бежали, не обращая внимания на упавших под ноги женщин и детей…
19 человек безжалостно раздавили. Но самое ужасное, что горящая катушка потухла через пару минут. Ущерб заведения — всего 440 рублей, включая сломанные стулья, лестницу и выбитые окна».
Как у нас водится, после пожара пошли тотальные проверки на предмет безопасности в случае нового возгорания. Тем более что синематограф тогда представлял немалую для обывателей опасность. Мало того, что здания в зимнее время обогревались печками, так еще и сами целлулоидные ленты легко воспламенялись.
Например, в 1910 году специально для елочных дней управа договорилась с кинематографом «Феномен» о предоставлении во временное пользование кинематографического аппарата и лент. Установили экран, и для детей крутили бесплатно настоящее кино. Однако случился казус. Из-за чьей-то халатности лента нагрелась и сгорела. Естественно, возникли взаимные тяжбы. Владелец кинематографа требовал, чтобы ему полностью возместили убыток, управа напирала на то, что ни в каких документах этот случай не предусмотрен. И вообще договор об аренде ленты и аппарата был только на словах, что, правда, законом относительно движимости не возбраняется. В конце концов пришли к компромиссному решению, выплатив за кинематографический сеанс 50 рублей, и еще столько же – за сгоревшую ленту.
Чтобы предотвратить возгорания, в Туле принимались жесткие требования относительно устройства зданий, чердаков, брандмауэров, каменных лестниц, вводились меры воспрещения в центральных частях города по возведению деревянных строений, устройству среди города складов лесных материалов и быстро воспламеняющихся