7 ноября у первого учебного корпуса Тульского государственного университете состоялся митинг памяти, посвящённый 110-летию со дня рождения М.А. Мамонтова.
На фасаде корпуса установлен барельеф Михаила Алексеевича — доктора технических наук, профессора, основателя первой в Тульском механическом институте научной школы теплофизики и газодинамики, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, кавалера Трудового Красного Знамени, трижды лауреата премии им. С.И. Мосина (06.11.1906-18.07.1993).
Открыл митинг доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Стрелково-пушечное вооружение» Виктор Кириллович Зеленко.
— Сегодня мы вспоминаем замечательного человека и видного учёного, — обратился он к присутствующим. — Михаил Алексеевич Мамонтов родился в деревне Холопово Тверской губернии. В 1931 году после окончания Военно-механического института работал инженером-конструктором ЦКБ-14 и по совместительству ассистентом военно-производственной кафедры Тульского механического института. С 1937 по 1963 год был бессменным деканом специального (артиллерийского, машиностроительного) факультета и возглавлял кафедру «Проектирование автоматического оружия» (в дальнейшем — «Расчёт и проектирование автоматического оружия», «Стрелково-пушечное вооружение»). В 1939 году первым в ТМИ защитил кандидатскую диссертацию. В 1942-1943 годах занимал пост директора ТМИ по учебной и научной работе. С 1963 по 1990 год возглавлял кафедру «Теплофизика машин и аппаратов».Михаил Алексеевич обладал аналитическим умом, это был настоящий исследователь, сумевший не только достойно проявить себя в науке, но и оставить после себя яркое наследие. Лично я благодарен профессору Мамонтову за то, что он зажёг во мне огонь науки. И этим путём я иду всю свою жизнь.
— Вспоминаю 1959 год… Я поступил в Тульский механический институт, — взял слово соратник Михаила Алексеевича Мамонтова, кандидат технических наук, доцент Алексей Петрович Ушаков. — И вот что мы, первокурсники, заметили. Студенты старших курсов перед занятиями с особым волнением ждали встречи с профессором Мамонтовым. А на втором курсе я и сам понял, почему так происходило. Его уважали и любили. И было за что! Много десятков лет я был рядом с Михаилом Алексеевичем и по работе, и по жизни. Вокруг него всегда были интересные люди: Василий Петрович Грязев, Аркадий Георгиевич Шипунов, Николай Фёдорович Макаров… Конструкторы его обожали! Мы навещали Мамонтова до последних его дней. Придём мы к нему, а он встанет перед листами-схемами, развешанными на стене в его самой большой комнате, и рассуждает, объясняет, анализирует. Отличительной чертой Михаила Алексеевича было то, что он всегда поддерживал своих аспирантов и помогал им.
— Да, профессор Мамонтов серьёзно помогал своим аспирантам, — поддержал коллегу доктор технических наук, профессор Николай Викторович Могильников. — Всем помогал! Особенно на последнем этапе. И даже тем, кто выбирал несколько иное научное направление. Например, я занимался баллистикой, но при этом ощущал поддержку Михаила Алексеевича. Никогда не забуду встречи на его квартире, как мы обсуждали свои научные работы. Что меня в нём поражало, так это то, что он сумел до конца своих дней сохранить интерес и вкус к жизни.
— Михаил Алексеевич Мамонтов — выдающийся учёный! — подчеркнул в своём выступлении доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Проектирование автоматических комплексов» Юрий Сергеевич Швыкин. — Он стоял у истоков создания машфака, кафедры «Ракетные двигатели». Он создал научную школу. Очень приятно видеть на этом митинге наших студентов. Как важно донести до нашей молодёжи, какой крупный учёный и интересный человек трудился в нашем вузе. Как важно сохранить память о нём.
— А я никогда не забуду 1956 год, — взял слово доктор технических наук, профессор кафедры САУ Владимир Ильич Чекмазов. — В том году отмечали пятидесятилетие декана машфака Мамонтова. И я, первокурсник, услышал, с каким уважением, с какой любовью о Михаиле Алексеевиче отзывались его коллеги. А как по-особенному произносили его имя, отчество и фамилию! Для старшекурсников он был вроде небожителя. Уважали его ум, его знания, его личностные качества. А то, что Мамонтов — это действительно научная величина, я понял, когда сам стал принимать участие в научных конференциях и симпозиумах. В каждом докладе были ссылки на него! У Михаила Алексеевича были добрые отношения и со студентами, и с крупными конструкторами, и с руководителями высокого ранга. Это был очень мягкий и добрый по натуре человек. Но свои научные идеалы он отстаивал твёрдо! Михаил Алексеевич доброжелательно относился к студентам. Некоторые из них пользовались этим. Бывало, сумеют попасть к нему в кабинет и просят его, мол, помогите, будем стараться. И Мамонтов всегда шёл навстречу! Спасибо всем собравшимся за память об этом удивительном человеке! Это ведь нужно всем нам: не зная истории, не построишь будущего.
— Михаил Алексеевич не был кабинетным учёным. Он обладал даром предвидения, — рассказал один из последних аспирантов Мамонтова, доктор технических наук, профессор Валерий Юрьевич Сладков. — Никогда не отказывал нам в помощи — нужна консультация, звоним ему. Приходим. Открывает дверь, так строго смотрит на нас и спрашивает: «Ну что случилось?». Мы робеем. Он улыбается и говорит: «Ну что же, заходите». Этот его знаменитый стол в зале, заваленный книгами… Михаил Алексеевич ходит вокруг него и объясняет нам. И если ему нужна какая-то книга, моментально находит её на этом столе. Мы часто отмечали у него праздники. Домой к Михаилу Алексеевичу сначала делегировались женщины-лаборанты. Они все эти книги со стола убирали и ставили угощения. Потом и мы подтягивались. За столом собиралось много людей разного возраста. От мала до велика, образно выражаясь. Профессор Мамонтов — необыкновенный человек! И вот это сочетание в нём — величие учёного и простота человека — оно дорогого стоит!
— Во время учёбы мы постоянно сталкиваемся с работами Михаила Алексеевича Мамонтова, — отметил в своём выступлении пятикурсник Института высокоточных систем им. В.П. Грязева Александр Батов. — Его методики нам помогают. Мы гордимся, что ярчайший представитель науки стоял у истоков создания нашего института!
В завершение участники митинга памяти возложили цветы к барельефу Михаила Алексеевича Мамонтова.