Около года назад Валерий Тадеушевич Симакович приступил к обязанностям руководителя МКП «Тулгорэлектротранс». Во все времена транспорт был одним из самых важных и при этом самых сложных узлов городского хозяйства. При этом перед Симаковичем была поставлена чёткая задача: вывести предприятие из финансового тупика.
Что удалось сделать за это время? Как МКП «Тулгорэлектротранс» чувствует себя в нынешних экономических условиях? На эти и другие вопросы тульских журналистов ответил директор МКП «Тулгорэлектротранс» Валерий Симакович.
- Валерий Тадеушевич, как удается справиться с поставленной задачей?
- Год назад предприятие находилось в тяжелом финансовом состоянии. В 2014 году были накоплены убытки в размере 250 млн руб. Поэтому новой команде руководителей, в первую очередь, пришлось работать кризисными менеджерами.
Немедленно была проведена оценка всех экономических показателей, был разработан план финансового оздоровления МКП «Тулгорэлектротранс». Основным результатом от реализации данного плана в 2015 году должно было стать уменьшение убытков на 201 млн руб. и снижение финансовой нагрузки на бюджет города Тулы.
- Что включал в себя план финансового оздоровления МКП «Тулгорэлектротранс»?
- План включал в себя комплекс мер. Например, был проведён анализ рентабельности маршрутов.
Мы скорректировали расписание движения муниципального городского транспорта в соответствии с пожеланиями туляков, руководителей крупных предприятий города.
Удалось и снизить расходы. Так, были расторгнуты договоры с рядом предприятий, которые оказывали услуги «Тулгорэлектротрансу». Например, в результате расторжения договора с клининговой компанией и организацией мойки подвижного состава силами персонала предприятия, который был включен в штатное расписание, удалось сократить расходы на 1,8 млн руб. ежемесячно. Также был сокращён размер премиальных выплат специалистам и управленческому аппарату: в том положении, в котором находилось предприятие, платить премии неоправданного размера было просто неправильно. Также мы смогли сократить расходы на ГСМ, компримированный газ и тяговую электроэнергию.
При этом план включал в себя и меры по повышению мотивации работников. Люди должны быть заинтересованы работать и зарабатывать! Мы изменили систему оплаты персонала, участвующего в процессе сбора выручки (водители, кондукторы), с одновременным увеличением заработной платы.
- Новая система оплаты труда пришлась по душе сотрудникам?
- Сегодня средняя зарплата водителей на предприятии 35 тысяч рублей. Именно средняя – между теми, кто работает честно и качественно, и теми, кто работает спустя рукава. И первой категории новая система оплаты по душе.
В соответствии с новой системой, у нас нет плана по выручке – но у нас есть нижний предел сбора выручки.
Причем размер нижнего предела на каждом маршруте разный, с учётом его загруженности, продолжительности. На размер нижнего предела сбора выручки также оказывает влияние сезонность. При определении нижнего предела мы учитывали в расчёт ту выручку на каждом маршруте, которую фактически привозил транспорт до введения новой системы оплаты труда водителей и кондукторов. Поэтому если у водителя низкий уровень зарплаты, значит, он по тем или иным причинам работает не в полную силу. Я не буду голословен: давайте обратимся к ведомости по зарплате.
На предприятии работают 247 водителей автобусов. И только 11 из них не могут выполнить нижний предел сбора оплаты за проезд. Причины тому разные, но чаще всего – неуважительные. Из 156 водителей трамваев нижний предел не выполняют 5 человек, из 129 водителей троллейбусов – 8 человек. Соответственно, их зарплата равняется утвержденному минимуму – 12 тыс. руб.
При этом зарплату более 35 тысяч рублей получают 160 водителей автобусов, более 50 тысяч рублей – 48 водителей.
Есть на предприятии и рекордсмены, водители с зарплатой от 75 до 95 тысяч рублей!
Среди водителей трамваев в основном женщины. Так вот зарплату менее 20 тыс. руб. рублей получают всего пятеро. От 20 до 30 тысяч получают 28 человек. Большинство – 63 вагоновожатых – получают от 31 до 40 тыс. руб. рублей. 41 работник получает больше 50 тыс. руб. И шестеро зарабатывают свыше 60 тысяч. Цифры говорят сами за себя!
- Это что касается доходов сотрудников. А каков за год экономический эффект реализации комплекса мер плана финансового оздоровления?
- Однозначно – положительный. Вот лишь некоторые финансовые показатели по результатам деятельности в прошлом году. Рост общей выручки за 12 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 103,6 млн руб. или 17,3%. Средняя выручка на одну единицу выпуска в день за год увеличилась по сравнению с 2014 годом с 6 459 руб. до 8 399 руб. Рост составил 1940 руб. или 23 %. При пересчёте выручки 2015 года в ценах 2014 года с апреля текущего года также наблюдается устойчивый рост по данному показателю.
Пассажиропоток на единицу выпуска в день в 2015 году, начиная с мая, превышает аналогичные показатели 2014 года. Например, в октябре 2014 года пассажиропоток на единицу выпуска в день составлял 577 пассажиров, а в октябре 2015 года данный показатель составил уже 606 пассажиров.
Общим финансовым результатом явилось сокращение размера убытка предприятия за 12 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 233,8 млн руб.
Таким образом, предприятию удалось погасить образовавшуюся в течение 2014 года задолженность за оказанные услуги по поставке электроэнергии, ГСМ и компримированного газа, в полной мере исполнить график выплат лизинговых платежей и отчислений в пенсионный фонд, не допустить срыва выплат заработной платы работникам предприятия в установленные сроки.
- За 2015 год существенно увеличен размер доходов в городской бюджет от оплаты за проезд. Это результат нововведений, некоторые из которых туляки приняли нелегко.
- Да, финансовый поток вырос. Некоторые нововведения были приняты туляками сложно, но они были оправданы и необходимы. Поднять уровень доходов позволило введение новой системы оплаты проезда при входе переднюю дверь. Одновременно было увеличено количество групп контролеров-ревизоров, принимающих участие в ежедневных проверочных мероприятиях по оплате проезда пассажирами.
Прежняя система не позволяла осуществлять контроль за оплатой проезда. У водителя была возможность брать деньги за проезд, но билет не выдавать: если в транспорте не было кондуктора, пассажиры платили при выходе, зачастую не требуя билета у водителя. Таким образом, деньги оседали в карманах водителей, а не в городском бюджете. Укомплектованность кондукторами в предприятии никогда не превышала более 80%, а в летние месяцы снижалась до 60%.
При введении новой системы выдачи билетов пассажирам, где водитель работает без кондуктора, руководством предприятия предварительно был оценен опыт внедрения подобной системы в соседних городах, таких как Москва, Липецк, Владимир. В ходе изучения уделялось внимание и вопросам транспортной безопасности.
Хочу особо подчеркнуть, что, согласно должностной инструкции, все процедуры по выдаче билетов водитель обязан осуществлять только на остановочном пункте.
Выдавать билеты пассажирам в процессе движения, также как и отвлекаться от управления транспортным средством (принимать пищу, разговаривать с посторонними лицами, курить, слушать музыку, разговаривать по мобильному телефону и т. д.) водителю запрещается.
Ревизорами отдела по безопасности дорожного движения постоянно проводятся рейды по контролю за соблюдением указанных выше требований. Нарушения рассматриваются в ходе работы дисциплинарной комиссии. С водителями, допустившими подобные нарушения, проводятся дополнительные инструктажи.
Проводимая профилактическая работа, направленная на предупреждение аварийности, по итогам работы в 2015 году принесла положительные результаты. Так, в 2014 году было зарегистрировано восемь ДТП с участием автобусов с причинением вреда здоровью участникам дорожного движения. В 2015 году, в период существования новой системы оплаты проезда, таких ДТП было зарегистрировано только одно. Недавнее ДТП с участием нашего троллейбуса, когда погиб 6-летний ребенок, комментировать сейчас некорректно: идет следствие. Могу только сказать, что безопасности всех участников дорожного движения предприятие уделяет самое большое внимание!
- Проводите ли вы мониторинг ситуации с городским муниципальным транспортом в соседних с Тульской областью регионах и городах ЦФО?
- Руководство предприятия всегда интересовало, как обстоят дела у коллег. В феврале 2015 года состоялась двухдневная командировка руководителей и финансовых работников МКП «Тулгорэлектротранс» в Липецк к коллегам-транспортникам. В первую очередь нас интересовали вопросы внедрения бескондукторной системы оплаты проезда, организация работы транспорта при отсутствии кондукторов в автобусах, троллейбусах и трамваях города Липецка, финансовое состояние предприятия в целом. Из данной командировки мы привезли массу полезных идей.
В середине 2015 года состоялась командировка в Москву с целью изучения практического опыта по развитию безналичной системы оплаты проезда и организации выдачи билетов посредством входа в переднюю дверь.
МКП «Тулгорэлектротранс» в течение всего 2015 года занималось реализацией мероприятий, имевших положительный эффект в других регионах. Эффект экономический от их внедрения я уже перечислил. Скажу больше, теперь за изучением опыта приезжают к нам. 28 февраля у нас на предприятии побывали руководители предприятий общественного транспорта из Ульяновска и Ижевска. Интересуются нашим опытом транспортники из Рязани. Их волнуют вопросы, которые стояли год назад и перед нами.
Скажу больше. Предприятия в тех городах, где не берётся на вооружение подобный опыт, в настоящее время находятся в тяжелой финансовой ситуации, которая отражается и на горожанах в целом. Это городской электрический транспорт в Нижнем Новгороде, Брянске, Рязани.
- Валерий Тадеушевич, какие преимущества, на ваш взгляд, имеет городской муниципальный транспорт перед остальными перевозчиками?
- Назову основные преимущества. Это движение по расписанию, контроль посредством ГЛОНАСС, которым оснащен весь транспорт предприятия. Наш транспорт полностью обеспечен устройствами для безналичной оплаты проезда, включая и льготные категории граждан.
Также это ежедневные мероприятия по поддержанию чистоты внутри подвижного состава.
Весь транспорт проходит ежедневное санитарно-техническое обслуживание. В период всплеска заболеваний и эпидемий весь транспорт проходит дополнительную санитарную обработку в ежедневном режиме.
Мы страхуем всех наших пассажиров, чего не делают остальные перевозчики. Все водители предприятия проходят предрейсовый и послерейсовый медосмотры. Ведётся постоянное проведение инструктажей по антитеррористической безопасности, что повышает степень защищенности транспорта. Водитель обучен порядку практических действий. Организованы постоянные проверки на наличие посторонних и подозрительных предметов.
Также к преимуществам относится повышенная комфортность муниципального городского транспорта за счёт эксплуатации новой техники современных моделей, высокая степень обновления подвижного состава. Например, в автобусном парке она достигает 92% (новый транспорт не старше 3-х лет). Это один из самых высоких процентов в ЦФО. Ведётся систематический контроль за техническим состоянием транспортных средств, ежедневные проверки перед выпуском повышают степень безопасности пользования городским муниципальным транспортом.
- Какие задачи стоят перед коллективом предприятия в 2016 году? На что вы будете обращать свое внимание как руководитель?
- Коллективом МКП «Тулгорэлектротранс» в течение всего 2015 года проделана колоссальная работа по финансовому оздоровлению предприятия, в результате чего создан базис для реализации мероприятий, направленных на повышение привлекательности муниципального транспорта в 2016 году. Теперь стоит задача продолжать развитие, и мы сделаем все для ее выполнения.
К планируемым мероприятиям, на которых будет сосредоточено основное внимание, относятся:
- расширение системы транспортной доступности, включая районы Большой Тулы и вновь построенные жилые комплексы
- обеспечение безопасности перевозки пассажиров
- повышение степени антитеррористической защищённости городского муниципального пассажирского транспорта
- улучшение качества ежедневного санитарно-технического обслуживания подвижного состава
- поэтапное внедрение оборудования для бескондукторной системы оплаты проезда
- обновление расписания на остановочных пунктах
- обновление самих остановочных пунктов посредством использования современных материалов
- внедрение во втором квартале текущего года форменной одежды для водителей предприятия
- обновление подвижного состава трамвайного и троллейбусного депо при условии
- включения Тульского региона в Федеральную программу «Развитие городского электрического транспорта».