28 октября в Туле прошло торжественное открытие памятника нашему земляку, писателю Глебу Успенскому. Скульптура появилась в одноименном сквере на пересечении улиц Менделеевской и Советской. На открытии присутствовал и её автор – народный художник СССР, президент Российской академии художеств, Герой социалистического труда Зураб Церетели.
– Любому творческому человеку важно создавать что-то для народа, абсолютно безвозмездно! – отметил Зураб Константинович. – Поэтому я подарил Туле эту скульптуру. Вы удивительно добрые и светлые люди, и я рад быть здесь сегодня! Кстати, глядя в ваши глаза, я придумал идею... Доброта – через женские глаза! Если тульские женщины будут мне позировать, это получится отлично.
После того как Зураб Церетели, Татьяна Рыбкина, Юрий Цкипури и Александр Ёлкин сняли с памятника ткань, скульптор лично обошёл своё творение по кругу, убедившись, что всё получилось так, как он задумал.
Затем Зураб Церетели переместился в ГКЗ, где провёл мастер-класс для учащихся ТДХШ им. В. Д. Поленова, вместе с ними нарисовав натюрморт.
Глеб Иванович Успенский — русский писатель. Он родился в семье тульского провинциального чиновника 25 октября 1843 года. Учился в гимназии — сперва (с 1853 года) в Туле, потом (с 1856 по 1861 гг.) — в Чернигове. После окончания курса поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (отчислен в связи с материальными затруднениями), а в 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но в следующем году оставил его из-за недостатка средств.
Литературную деятельность Глеб Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале
Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
(под псевдонимом Г. Брызгин).
Первым крупным произведением Успенского были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866). Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих; вместе с тем писатель продолжил зарисовку убогой жизни чиновников (семья Претерпеевых, образ Толоконникова и др.), мещан (очерки «Мещанин Дрыкин», «Балканиха», «Медик Хрипушин» и др.).
Крупнейшим произведением Успенского конца 60-х — начала 70-х годов явился цикл его повестей «Разоренье» — «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871).
В 70-е годы писатель увлекся жизнью деревни. Результатом наблюдений и изучения разных сторон крестьянской жизни явился цикл очерков, получивших название «Из деревенского дневника» (1877-1880). Очерки вызвали большую волну откликов как в критике, так и в широких читательских кругах, прежде всего потому, что писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники, воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества
Последующими главными циклами крестьянских очерков Успенского стали«Новые времена, новые заботы», «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882); к ним тесно примыкает ряд отдельных очерков и рассказов: «Непорванные связи», «Равнение «под окно», «Малые ребята», цикл «Без определенных занятий» и др. Важным произведением периода 1880-х годов явились очерки «Живые цифры» (1888), в которых ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих или цепляться за свой нищенский надел земли, или вынужденных уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги.
С осени 1889 года у Успенского началось нервное расстройство, которое перешло в сумасшествие. Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни. Умер Успенский от паралича сердца в 1902 году. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.
Могила Успенского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
В Туле именем Глеба Успенского названа улица в Центральном районе. А к 150-летию со дня рождения писателя постановлением главы администрации города Тулы