Последний раз цены на топливо заметно выросли осенью 2014 года. Тогда удалось взять ситуацию под контроль, но только благодаря вмешательству Президента Владимира Путина. Он возмутился, почему, когда нефть дешевеет, бензин у нас дорожает, и потребовал, чтобы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) срочно разобралась с этим вопросом. Подействовало мгновенно – уже через пару недель цены начали снижаться. А после Нового года топливо подешевело ещё больше, хотя ходили слухи, что «скоро будем платить не меньше 50 рублей за литр»… Цены не росли полгода. Слухи тогда так и остались слухами во многом благодаря работе ФАС и контролю за розничными ценами на топливо.
При этом оптовые и биржевые цены и не думали снижаться. С середины января они выросли на 30% (для сравнения: за тот же срок розничные цены на самые популярные виды топлива выросли всего на 1-1,5% – в среднем по России 32,95 руб. за АИ-92 и 35,63 за АИ-95). Почему оптовые цены на бензин выросли на треть за полгода? Весной и летом традиционно наблюдается спрос на топливо. А в этом году многие россияне отказались от путешествий за границу и предпочли проводить отпуск в России, а чтобы сэкономить, путешествуют на собственных автомобилях – то есть спрос стал ещё больше. Кроме того, в тёплое время года проводятся ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, а в этом году ещё и Белоруссия не выполнила контракт на поставку топлива в Россию. Соответственно, уменьшается предложение. И, как следствие, растут оптовые и биржевые цены.
Когда есть такая разница между оптовыми и розничными ценами, это грозит проблемами независимой рознице – они теряют прибыль. Эксперты из медиакомпании Thomson Reuters Kortes, которая занимается мониторингом ситуации на нефтяном рынке, уверены, розница должна начать догонять опт – таковы законы рынка. Глава аналитической компании Small letters Виталий Крюков считает, что рост должен быть приблизительно на уровне инфляции, 10-15%. Однако и Крюков, и эксперты Thomson Reuters Kortes тут же оговариваются – здесь всё будет зависеть от вмешательства ФАС, которая в последнее время уделяет всё больше внимания топливным ценам.
В ФАС, кстати, такую разницу между оптовыми и розничными ценами не считают критичной.
13 июля Дмитрий Махонин, начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России, заявил, что ситуация не вышла из-под контроля, потому что за последние годы ведомству удалось создать механизмы, которые помогают стабилизировать рынок.
Дмитрий Махонин
– Еженедельное обсуждение рынка нефтепродуктов в рамках Биржевого комитета при ФАС России позволяет нам находиться в постоянном контакте со всеми участниками рынка, быстро реагировать на негативные тенденции и предпринимать меры, необходимые для нормализации ситуации, поэтому мы смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом. ФАС России разработала план действий на ближайшие месяцы, и мы будем его придерживаться.
Кстати, когда цены только начали расти, в июне 2015 года, Махонин отмечал, что это закономерный рост, и он не должен пугать потребителей:
– ФАС продолжает мониторить ситуацию с ценами в крупном и мелком опте, а также розничной торговле по всей территории РФ. При этом мы постоянно корректируем наш мониторинг с целью снятия административных барьеров с участников рынка. Исходя из данных мониторинга и Росстата, которые мы имеем, ситуация на рынке вполне приемлемая с точки зрения соотношения роста индекса потребительских цен с ростом цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. На протяжении последних нескольких лет рост цен на нефтепродукты меняется темпами, близкими к росту инфляции, – подчеркнул Дмитрий Махонин.
Конечно, сейчас ростом цен на что бы то ни было уже никого не удивишь. «Покажите, что у нас дешевеет!», – усмехаются люди. Вот и топливо туда же.
Если 17 июня 92-й бензин стоил на тульских заправках в среднем
32 рубля, то 16 июля цена выросла до 33 рублей за литр. А 95-й, который ещё месяц назад можно было купить за 34,8 рубля, сейчас стоит уже 35,6 рубля.
В большинстве своём цена на бензин выросла (на некоторых заправках месячный рост составил больше полутора рублей за литр), а на дизель цена либо выросла, либо осталась прежней. В общем, не подешевел ни один вид топлива. И, судя по прогнозам экспертов рынка, на снижение цен надежды особо нет.
Мы сравнили цены на бензин в середине июля 2015 года с ценами на бензин в июне 2015 года (мониторинг мы проводили 17 июня):