Первый канал прекратил покупку новых выпусков передачи «Пока все дома», которую каждое воскресное утро вот уже 25 лет вел Тимур Кизяков.
Виной тому называют скандал, который начался еще в прошлом году. Это касалось благотворительной части программы Кизякова — рубрики «У вас будет ребенок», где показывали видеопаспорта сирот, помогая детям обрести семью. Выяснилось, что деньги на видеопаспорта выделяли сразу три источника: канал, государство и спонсоры.
В том числе сотни таких видеопаспортов Тимур Кизяков и его жена Елена снимали и в тульских детдомах.
Елена Кизякова, ведущая рубрики «У вас будет ребёнок», в интервью Myslo рассказывала:
– Мы не первый год работаем в Тульской области. Процесс знакомства будущих родителей с ребятами происходит следующим образом: они ездят по учреждениям, им выводят за руку мальчика или девочку, за короткое время они должны познакомиться и что-то понять друг о друге. Как правило, все чувствуют себя скованно. И к тому же, никакой души не хватит так ездить по учреждениям! Видеопаспорт же дает возможность дома всей семьей посмотреть несколько материалов и потом принять решение, стоит ли знакомиться с ребенком ближе.
Материалы выкладывали на сайт проекта, а сюжеты выходили в программе «Пока все дома» в рубрике «У вас будет ребёнок» на Первом канале.
Как сообщили Ведомости, рейтинги передачи «Пока все дома» несколько лет снижались, а скандал с видеопаспортами сирот стал для канала финальной точкой.
Программа «Пока все дома» готовилась на аутсорсинге. Один выпуск ее стоил Первому каналу около 1,5 млн рублей.
У благотворительной рубрики «У вас будет ребенок» был отдельный спонсор Kerama Marazzi, часть денег от него получали и создатели передачи. Как пишут Ведомости, также для этой рубрики и съемок создатели программы получали деньги от Минобрнауки.
– Программа не почувствовала поддержки и защиты со стороны Первого канала в ситуации с видеопаспортами, — приводит ответ Кизякова ТАСС.
Телеведущий подчеркнул, что обвинять программу в завышенных расходах несправедливо, поскольку съемочная группа готовит 40-минутный качественный фильм о каждом ребенке по особому сценарию, на поездки в регионы также нужны командировочные расходы. Сравнивать этот продукт с короткими видеозарисовками о детях, которые готовят некоторые фонды, занимающиеся усыновлением, некорректно, считает Кизяков. На вопрос о дальнейшей судьбе проекта Тимур не ответил. «Успокаивает то, что 2,5 тыс. детей — в семьях», — заключил он.
В 2014 году Минобрнауки реализовало пилотный проект по изготовлению видеопаспортов сирот в Московской, Астраханской и Псковской областях. Такие видеоролики содержат рассказы и отзывы о детях со стороны их друзей, педагогов, воспитателей, учителей и других специалистов.
В конце 2016 года глава департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Евгений Сильянов сообщил, что единственным исполнителем государственного контракта на оформление видеопаспортов для детей-сирот на протяжении трех лет является компания телеведущего Тимура Кизякова, придумавшего информационно-поисковую систему «Видеопаспорт». По словам представителя Минобрнауки, в 2014 году организация сняла 150 роликов о детях-сиротах, в 2015-м — 100, в 2016-м — также 100 роликов, а стоимость одного видеопаспорта составляла 100 тыс. рублей.
Эти цифры и тот факт, что компания судилась с другими организациями, которые также создавали видеопаспорта для сирот, вызвали дискуссию в соцсетях и на страницах СМИ.
По данным РБК, в июне 2017 года Минобрнауки заключило с ООО «Дом» (Кизяков) контракт на 10 млн руб. на разработку не менее 100 новых видеосюжетов о детях, нуждающихся в усыновлении.
Помимо ООО «Дом», по данным «СПАРК-Интерфакса», Тимур Кизяков вместе с Еленой Кизяковой и Александром Митрошенковым являются учредителем благотворительного фонда «Видеопаспорт», ООО «Видеопаспорт ребенка» и ООО «Видеопаспорт-Тула». Кроме того, вместе с Александром Митрошенковым он является совладельцем ООО «Пока все дома».
Именно эти компании, как ранее писали «Ведомости», в 2011-2014 годах выигрывали государственные тендеры на создание видеопаспортов о сиротах и получали госконтракты на их производство. При этом с благотворительными организациями, которые пытались использовать термин «видеопаспорт», создатели «Пока все дома» судились.