3. Мир
  4. Российские ученые открыли новое вещество для борьбы с диабетом - Новости Тулы и области - MySlo.ru
Российские ученые открыли новое вещество для борьбы с диабетом

Новое соединение сохраняет полезные свойства своих предшественников, но имеет меньше побочных эффектов.

Международная группа ученых во главе с профессором СПбГУ Михаилом Красавиным нашла альтернативу фасиглифаму — японскому препарату от диабета, который еще несколько лет назад считался наиболее эффективным в лечении диабета II типа, однако оказался опасным из-за выявленной печеночной токсичности. Результаты исследования опубликованы в Европейском журнале медицинской химии.

Существующие сегодня противодиабетические препараты либо недостаточно эффективны, либо способны снижать уровень глюкозы в крови до опасного состояния даже при незначительных ошибках в дозе.

Надежда на прорыв в области терапии диабета появилась в 2003 году. Тогда ученым удалось установить, что так называемые свободные жирные кислоты влияют на уровень глюкозы. Они использовали эту систему: после нормализации уровня глюкозы под действием препарата число рецепторов в бета-клетках снижается, лекарство перестает действовать, а значит, ниже нормального уровень глюкозы не опускается. Таким образом, дозу препарата — его концентрацию в кровяном русле — можно поддерживать постоянной.

Токсичность фасиглифама связывают с его чрезвычайно высокой липофильностью («жироподобием»), хотя именно это позволяет препарату имитировать жирные кислоты и активировать рецептор, регулирующий уровень глюкозы. Вопросом о том, как сделать препарат менее липофильным и при этом не лишить его полезных свойств, заинтересовалась группа ученых СПбГУ под руководством профессора Михаила Красавина. В рамках гранта РНФ они провели исследование и нашли решение проблемы.

В сотрудничестве с коллегами из Queens University Belfast с помощью метода компьютерного моделирования ученые обнаружили в белковой молекуле рецептора уникальный «карман», за счет которого можно менять свойства всей молекулы на нужные.

Полученное вещество сохраняет способность действовать по аналогии с японским препаратом, но при этом имеет низкую липофильность.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в статье Polar aromatic periphery increases agonist potency of spirocyclic free fatty acid receptor (GPR40) agonists inspired by LY2881835, European Journal of Medicinal Chemistry.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram