Министерство образования и науки до конца года представит методические рекомендации для школ по проведению уроков толерантности по отношению к инвалидам, сообщают «Известия». Появление таких уроков напрямую связано с реализацией государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы, которая предусматривает проведение ряда мероприятий, позволяющих обеспечить доступ к наиболее важным объектам и услугам для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Цель «уроков доброты» — формирование у учеников правильных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также разъяснение различных вопросов, связанных с инвалидностью.
Предполагается, что такие уроки будут проводиться ежегодно для всех учащихся с 1-го по 11-й класс.
В зависимости от возраста, со школьниками будут проводить уроки на разные темы: «Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью»; «Разные подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный)»; «Доступная архитектурная среда для людей с инвалидностью»; «Язык и этикет в общении с людьми с инвалидностью»; «Возможности людей с инвалидностью»; «Социальная интеграция»; «Особенности сопровождения людей с инвалидностью»; «Социальные проекты и волонтерство»; «Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?».
В ведомстве признали, что детям с инвалидностью сложно адаптироваться к жизни в школе, им сложно осваивать учебные дисциплины, их часто избегают не только другие дети, но и взрослые. Детям с ограниченными возможностями трудно устанавливать социальные контакты, выезжать на внеклассные мероприятия, участвовать в культурной и общественной жизни школы.
Заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев считает такие уроки полезными, однако проводить их предлагает в другой форме.
Михаил Терентьев
«Конечно, необходимо проводить такие «уроки доброты», только не на той основе, которая предлагается. Я бы предложить проводить их на основе потенциала, который скрыт в человеке с ограниченными возможностями здоровья. Как он преодолевает трудности и достигает, например, успехов в творчестве или спорте, увидеть человека с большой буквы, как он справился в той или иной ситуации и не опустил руки. Ведь если такой человек опускает руки, то его жизнь быстро заканчивается, а если он деятельный и творческий, то такие люди порой достигают больших высот, чем даже люди без инвалидности», — считает Михаил Терентьев.
Стоит отметить, что на протяжении последних трех лет наблюдается снижение доли детей-инвалидов, которые не получают образования. Однако общее число таких детей продолжает оставаться стабильно высоким. Начиная с 2009 года количество детей-инвалидов ежегодно увеличивается — с 515 тыс. (в 2009 году) до 617 тыс. человек (в 2016 году).