Как сообщает пресс-служба музея, в будущем музейном комплексе будет представлена древнейшая государственная реликвия — Шапка Мономаха. Оригинал хранится в Оружейной палате Московского Кремля. А на Куликовом поле можно будет познакомиться с историей церемониального убора.
Подробному изучению древней регалии русских царей посвятила свое исследование доктор исторических наук, ведущий сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии Российской академии наук Наталья Жилина. Специально для нового музея на Куликовом поле под руководством Жилиной была создана 3D-реконструкция Шапки Мономаха. Впервые в музейной практике можно будет проследить, как менялась реликвия на протяжении веков.
Самый древний памятник в собрании регалий Оружейной палаты — Шапка Мономаха. Церемониальный убор выполнен из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, а также жемчугом, рубинами и изумрудами. Более двух веков — с 1547 года и венчания первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного) и до конца XVII века — Шапка Мономаха использовалась при поставлении на престол всех русских государей.
До сих пор ученые спорят о том, когда и где была изготовлена реликвия Оружейной палаты. Впервые парадный головной убор — «шапка золотая» — упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года. Затем она передается от отца старшему сыну всеми московскими князьями, и это подтверждается духовными грамотами XIV—XV вв.еков. Принято считать, что именно эта «шапка золотая» и есть Шапка Мономаха.
Происхождение знаменитой древней русской регалии окутано легендами. О ней писали и говорили в России и за рубежом начиная с XVI века — времени издания «записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна, а возможно и ранее.
Предание о Шапке Мономаха появилось во второй половине XV века. В то время после падения Византии Москва претендует на роль нового центра православия. Согласно легенде, царский венец еще в XII веке по праву родства получил киевский князь Владимир Мономах от византийского императора Константина. Позже он перешел к владимирским князьям, а затем оказался в руках у московских. Версия о дарах императора Константина Мономаха была развенчана историками и археологами XIX—XX вв.еков. Вопрос же остался: откуда эта шапка? Наследие Византии, работа Московских ювелиров или корона российских царей — памятник татарской культуры?
Мнения историков по этому вопросу разошлись. Существует несколько версий. В первой половине 60-х годов 19 века исследователи склонялись к версии византийской принадлежности регалии (А.Ф. Малиновский, А. Ф. Вельтман, И.М. Снегирев). В поддержку византийского происхождения Шапки Мономаха выступал крупнейший специалист по истории византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков. Он считал, что по происхождению реликвия является памятником древнерусского великокняжеского чина. Царским убором она стала позднее, после того, как приблизительно в XVI веке она была увенчана полушарием с крестом. Ученый выделяет золотые подтреугольные пластины под сканью (филигранью) как самые древние части Шапки.
В исследовании Н. П. Кондакова подчеркнута возможность того, что золотая шапка, упомянутая в завещании Ивана Калиты как передающаяся старшему сыну царя Семену, не обязательно должна быть тождественна с дошедшей до нас Шапкой Мономаха. Византийское происхождение Шапки ученый подтверждал, исследуя орнамент золотых пластин и опираясь на происхождение ленточной филиграни. Одним из наиболее важных аргументов Н. П. Кондаков считал обильное украшение золотых пластин жемчугом, которое, как он полагал, было характерно для первоначального варианта изделия.
Далеко не все исследователи разделяли эту точку зрения. В 1891 году молодой ученый В. Э. Регель выдвинул версию, что дошедшая до нас Шапка не тот, первый и подлинный византийский венец, а новая шапка — подарок Ивану Калите от правителя Золотой Орды хана Узбека. Византийский же венец пропал во времена Батыева нашествия.
В начале XX века археолог А. А. Спицын подробно и детально изучил «Шапку Мономаха» и посвятил ей две работы. В своих исследованиях он развенчивает легенду о принадлежности Шапки Владимиру Мономаху, говоря о том, что во великокняжеские времена Русь никак не могла иметь царя, а следовательно, и обряда венчания на царство и царской шапки-регалии. Охарактеризовав форму Шапки как неудобную и неестественную, А. А. Спицин выдвинул версию о том, что золотые пластины были первоначально созданы не для головного убора, а например, для ножки (стояка) какой либо чаши или подставки.
А. А. Спицын также подробно проанализировал характер «коврового» орнамента пластин и пришел к заключению, что Шапка — произведение восточного искусства. Он допускал возможность золотоордынского происхождения Шапки, однако считал, что авторами золотой скани пластин были среднеазиатские или сирийские мастера.
Искусствовед Г. Н. Бочаров связал Шапку Мономаха с московской мастерской Фотия. По мнению автора, скань Шапки Мономаха «почти идентична» скани золотого оклада Иконы Владимирской Богоматери. Кроме того, по мотивам и рисункам скани Шапки ученым проводятся параллели с другими русскими сканными произведениями, изготовленные в московской мастерской.