Каждый год вузы страны выпускают тысячи молодых специалистов. Кому-то из них повезло: ещё на студенческой скамье они нашли своего работодателя либо сам работодатель вложился в обучение необходимых ему кадров. Но как быть большинству без профессионального опыта? Расскажут специалисты Ingate.
Больше шансов получить бесценный опыт работы по специальности и хорошую зарплату у тех, кто активно демонстрирует свои способности и креативный потенциал на собеседованиях, не пугаясь различных тестов. Такие испытания — обычная практика в компаниях, которые внимательно относятся к подбору персонала, которым важны и профессиональные качества сотрудников, и психологический комфорт членов коллектива. Порой нетривиальные идеи, очевидное желание претворить их в жизнь, энергия и позитивный настрой кандидата значат больше, чем запись в трудовой книжке.
На живом примере
Яна, редактор: «Когда я пришла на первое собеседование в Ingate, мне предложили сделать несколько творческих заданий — информационные и рекламные тексты. Посмотрела в интернете, прикинула, как решены подобные задачи, рискнула и сделала все, чтобы мои работы ничем не походили на аналогичные примеры. А потом постаралась доказать, почему нужно сделать именно так, — было похоже на защиту диплома. Оказалось, именно моя попытка по-новому посмотреть на обычные вещи, моя уверенность в своей правоте и повлияла на решение нанять именно меня».
Если не удается сразу устроиться на работу по специальности, стоит рассмотреть вакансии в небольших фирмах, где один сотрудник часто совмещает обязанности: например, помощник руководителя, он же офис-менеджер, он же специалист по связям с общественностью… Да, порой трудно, хлопотно, но спустя полгода можно искать работу, имея красивое резюме и запись в трудовой книжке с необходимым опытом, к тому же разноплановым.
Есть и другой вариант — начать карьеру сразу в крупной компании, где хорошо отлажена система оценки и ротации персонала. В таких организациях для молодых специалистов открывается много возможностей как профессионального роста — от новичка до суперпрофи, так и роста по карьерной лестнице — от специалиста до руководителя. Многие крупные компании с радостью принимают в свои ряды выпускников вузов без опыта, а с первых дней работы новичка проводят масштабные обучающие мероприятия, тренинги, выделяют ментора, что большинство небольших фирм себе позволить не может.
На живом примере
Елена, руководитель отдела: «Однажды мне повезло, что меня взяли в крупный интернет-холдинг. И дважды мне повезло, что в этой компании приветствуется желание сотрудника искать свой путь, пробовать силы на новых задачах. Конечно, никто за ручку водить не будет, нужно проявлять инициативу, показывать, на что ты способен. Я пришла менеджером по работе с клиентами, а через 4 месяца, показав отличные результаты, получила возможность заниматься тем, что для меня было более интересно: поисковое продвижение, далее — своя проектная группа, потом отдел. Мои руководители поддерживали и помогали мне расти как профессионалу».
Не упускайте случая пополнить свое портфолио: проекты учебные или на общественных началах, сертификаты и дипломы конкурсов, олимпиад и других творческих и профессиональных состязаний. При устройстве на работу портфолио продемонстрирует ваши практические навыки, и наличие документально подтвержденного опыта не будет иметь такого большого значения. Этот вариант больше актуален для представителей творческих специальностей (дизайнеры, журналисты, копирайтеры
На живом примере
Светлана, копирайтер: «Моя компания связана с интернет-технологиями, но в ней задействовано немало людей творческих профессий: редакторы, дизайнеры, копирайтеры, PR- и креативные менеджеры. Для таких специалистов портфолио очень важно. В моем распоряжении была чистая трудовая книжка и 4 небольших (но удачных) публикации. Именно эти работы поставили последнюю точку в решении о приеме на работу».
Многие компании практикуют стажировки для студентов и молодых специалистов без опыта. Если выпускник себя хорошо проявил, то вполне может рассчитывать на предложение от работодателя. В любом случае кандидаты, прошедшие стажировку по специальности, получают бесценный опыт и уже вполне могут конкурировать с прочими кандидатами при найме.
На живом примере
Никита, студент 5 курса ТулГУ: «Я пока учусь, но этим летом мне довелось пройти стажировку в компании Ingate: она сотрудничает с нашим университетом и дает возможность студентам попробовать себя в будущей профессии. А еще стажировка — это шанс найти контакт с потенциальным работодателем заранее, чтобы не обивать пороги после выпускного. В моем случае все сложилось более чем удачно: я пока не могу работать в этой компании полный день, но получил предложение сотрудничать на аутсорсе».
Многие компании проводят Дни открытых дверей: все желающие могут осмотреть офис, своими глазами увидеть условия работы, задать интересующие вопросы. Во время таких мероприятий, как правило, рассказывают, чем живет компания, какие качества ценит в своих сотрудниках. Пока потенциальные кандидаты присматриваются к обстановке, рекрутеры, в свою очередь, присматриваются к ним.
Не бойтесь показать свой интерес, задавайте вопросы. После такой экскурсии постарайтесь самостоятельно расширить информацию о компании, отрасли: такая подкованность при собеседовании покажет вашу целеустремленность, инициативность, умение слушать, слышать, анализировать. Вам будет легче найти общий язык с работодателем.
На живом примере
Андрей, оптимизатор сайтов: «Первое знакомство с моей компанией было в День открытых дверей: яркий офис, веселые лица, голоса и ощущение… не знаю… такого рабочего драйва, что ли. Это было как в голливудском кино про суперкорпорации. „Хочу! Хочу здесь работать!“ — сказал я себе, и мне уже было все равно, кем я начну здесь, главное, я буду частью всего этого».
А напоследок не столько совет, сколько напоминание древней мудрости: дорогу осилит идущий. Не останавливайтесь, возможно, вы найдете работу мечты прямо здесь и сейчас.
Компания Ingate основана в 2000 году. Сегодня это крупный холдинг из 5 бизнес-направлений, входит в тройку лидеров на рынке интернет-маркетинга, рекламы и веб-технологий.
Компания занимается продвижением брендов в поисковых системах и социальных медиа, разработкой рекламных веб-сервисов, запуском и развитием стартап-проектов. Услугами Ingate пользуются такие известные бренды, как P&G, Xerox, Peugeot, L’Oreal, Lego, Philips, Mirax Group, и другие крупные компании.
Интернет — среда динамичная, и компания развивается вместе с ней: за последний год Ingate запустил 3 новых бизнес-направления, 2 стартап-проекта, формирует новые команды, поэтому часто открывает много интересных вакансий, в том числе для начинающих специалистов.