С каждым годом всё больше услуг уходят в онлайн: теперь с помощью телефона или компьютера можно не только, например, забронировать отель на другом конце мира или совершить покупку, но и получить государственные услуги: записаться к врачу, узнать о наличии долгов по налогам, оформить пособия. О том, какие электронные сервисы Фонда социального страхования уже сегодня могут использовать жители Тульской области, рассказали участники круглого стола.
Елена Агаева
– В России с 2017 года реализуется программа перехода на «Цифровую экономику, – отметила управляющий Тульским региональным отделением ФСС РФ Елена Агаева. – Электронные сервисы, внедряемые Фондом социального страхования России, позволяют использовать современные технологии для качественного и своевременного предоставления госуслуг и повышения комфортности общения с Фондом. В этом году региональным отделением оказано более 128 тысяч госуслуг, в том числе более 96 155 услуг в электронном виде, что составляет 76,1%.
На сегодняшний день ФСС РФ реализует 23 пилотных проекта, из которых 13 действует на территории Тульской области. Доступ к ним предоставляется через личный кабинет на сайте ФСС. Фонд социального страхования использует новейшие технологии, что позволяет предоставить доступ к электронным сервисам по ключевым направлениям работы и облегчить ее, позволяя получать государственные услуги в минимальные сроки, снижая бюрократические барьеры.
– Все пилотные проекты можно разделить на три группы, – пояснила Елена Агаева. – Первая – проекты, информирующие о деятельности Фонда, помогающие ориентироваться в сфере социальных услуг: «Личный кабинет», «Калькулятор пособий».
Вторая группа – проекты, оптимизирующие документооборот и получение госуслуг Фонда: «Электронный листок нетрудоспособности», «Прямые выплаты», «Социальный ПИН» для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, «Социальный навигатор», «Электронные талоны», «Персональный социальный менеджер».
Третья – проекты, организующие работу регионального отделения ФСС с партнёрами, получателями госуслуг: «СМС-информирование работодателей», «Личные кабинеты», «Документооборот с УФССП по электронным каналам связи», «Развитие государственных услуг».
Социальные услуги
«Личный кабинет». Его оформить может как застрахованное лицо, так и страхователь.
В личном кабинете также возможно заказать и получить справку 2-НДФЛ. 1. Получить ее возможно будет лично в отделении ФСС или по почте.
«Калькулятор пособий». Позволяет рассчитать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет, а также утраченный заработок.
Документооборот
«Электронный листок нетрудоспособности»
Непосредственно с реализацией проекта «Прямые выплаты» связан «Электронный листок нетрудоспособности». Электронный больничный позволяет отдать приоритет безбумажным технологиям передачи данных, исключает возможность распространения конфиденциальной информации – персональных данных, освобождает работодателя от необходимости хранения больничных листов в бумажном виде.
Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) содержит сведения, абсолютно идентичные указываемым в бумажном. Отличие электронного больничного только в том, что он формируется в виде электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью врача (и председателя врачебной комиссии, если это необходимо) и медицинской организации.
«Прямые выплаты». С нначала 2020 года изменен порядок оплаты больничных. Если раньше работодатель должен был оплатить сотруднику листок нетрудоспособности, а после подать в ФСС заявление на возмещение средств. Теперь он должен лишь передать данные больничного листа в Фонд. Фонд напрямую делает выплаты застрахованному человеку. Пособия связанные с материнством и детством перечисляются на карты «МИР».
«Социальный ПИН для детей-инвалидов» – это система предварительного уведомления представителей детей-инвалидов о праве на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. ПИН (персональный информационный навигатор)– это годовая программа, где маршрут обеспечения ребенка–инвалида расписан по месяцам в течение текущего года. Документ содержит информацию о сроках доставки технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, способах информирования о доставке, контактные данные.
«Электронные талоны РЖД»: проект дает возможность гражданам льготных категорий получить билет к месту санаторно-курортного лечения и обратно удобным для них способом.
«Персональный информационный навигатор для лиц, пострадавших на производстве» позволяет оптимизировать процессы и своевременно предоставлять лицам, пострадавшим на производстве, технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия.
В 2020 году обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получат более 5 тысяч пострадавших. Расходы составят около 780,3 млн рублей, в том числе на реабилитацию более 101,1 млн рублей.
На расходы регионального отделения на финансирование мер по сокращению производственного травматизма в нынешнем году уйдёт более 167 млн рублей, что позволит улучшить условия и охрану труда работников около 800 предприятий Тульской области.
Мобильное приложение «Социальный навигатор». Это новое мобильное приложение, которое сейчас находится в стадии тестирования, его можно скачать с сайта.
«Мобильный помощник ФСС» – современный сервис с использованием технологии искусственного интеллекта. Он позволяет узнать подробную информацию обо всех государственных социальных услугах, которые оказывает Фонд всем категориям граждан: инвалиды, семьи с детьми, заболевшие работники, пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.
Работа с партнерами:
«Открытый контракт» – данный проект обеспечивает возможность общественного обсуждения закупок посредством открытого электронного сервиса, где размещается информация обо всех закупках Фонда с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млн рублей.
«Информирование страхователей» – оперативное СМС-информирование работодателей о всех изменениях в действующем законодательстве в части деятельности Фонда социального страхования РФ.
Успешно работают на протяжении ряда лет внешние электронные сервисы Фонда: «Портал ФСС» – информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий функциональными сервисами и аналитической отчетности страхователей Фонда и иных заинтересованных лиц, «Шлюз приема 4-ФСС» – шлюз приема отчетности по форме 4-ФСС в электронном виде.
Развитие информационных технологий делает деятельность Фонда ближе к людям, более прозрачной, таким образом, формируя у россиян представление о целостности социальной политики государства.