Мусор - проблема или источник прибыли?

Мусор - проблема или источник прибыли?

В скором времени ситуация с вывозом и утилизацией мусора может стать настоящей катастрофой

В скором времени ситуация с вывозом и утилизацией мусора может стать настоящей катастрофой.
Существующая в большинстве крупных городов нашей страны система обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО), или, говоря проще, с бытовым мусором, сложилась еще во времена СССР и в основном базируется на полигонном захоронении. При этом ресурс существующих полигонов во многих мегаполисах уже близок к завершению, и это требует срочного пересмотра схемы обращения с ТБО.
В настоящее время метод полигонного захоронения применяется ко всей массе отходов. Считается, что это дешевле всего. Однако в расчетах обычно не учитываются затраты, связанные с обслуживанием полигона (на 100 ближайших лет), а также компенсация ущерба для окружающей среды. Иными словами, власти просто перекладывают проблемы отходов на плечи будущих поколений.
Попытки модернизации схемы обращения с отходами во многих городах (Москве, Волгограде  и др.) сводятся к рассмотрению возможностей сжигания всей массы ТБО, что принципиально неверно. Отходы при этом просто переводятся в незаметное для глаза, но гораздо более опасное состояние. Если учесть, что сжигание отходов обходится очень дорого (2 тыс. рублей за тонну), то получается что сжигание - это способ травить людей за их же деньги.
На самом деле решение проблемы отходов заключено, как ни странно, в самих отходах: 35% отходов это ценное вторичное сырье, а еще около 35% - потенциальное удобрение. Продав их, можно вернуть часть затрат, вложенных в утилизацию отходов.
Чтобы ценное сырье не превратилось в отходы, различные виды мусора необходимо собирать раздельно. В этом случае при транспортировке они не "испортят" друг друга, и после дополнительной сортировки и переработки  их можно будет использовать для изготовления ТНП.
Прессование, сортировка и компостирование отходов позволят снизить их объем в  7-16 раз. Для сравнения: сжигание уменьшает объем отходов всего лишь в 10 раз, но при этом повышается их токсичность, а обходится это в 3 раза дороже. Возможно, такой способ утилизации ТБО связан  с устойчивостью традиций, сложившихся в сфере управления муниципальными отходами, вкупе с дефицитом информации о сравнительных характеристиках различных методов обращения с ТБО. А может быть - и с прямой личной заинтересованностью отдельных ответственных лиц в выборе дорогих и не самых эффективных схем обращения с ТБО.
А использование специального оборудования и технологий позволит сэкономить достаточно большое количество финансов, а так же заработать на переработанных отходах. Так, например с помощью пресса для отходов уменьшились затраты на вывоз мусора у жителей знаменитой и дорогой Рублевки, где установлен  пакетировочный пресс производительностью 200 кг в час. Теперь мусор (бумага, полимеры) прессуется и продается как вторсырье. Остальные отходы прессуются в брикеты и вывозятся на полигон. Служба эксплуатации участка очень довольна полученными результатами, т.к. затраты на вывоз мусора уменьшились в 5 раз. Пресс окупился всего за 4 месяца!  Крупнейший бизнес-центр "Павелецкая плаза" (Москва) для уменьшения объема вывозимого мусора установил такой же пакетировочный пресс. Экономия очевидна: ежемесячные затраты на вывоз мусора составляли 132 тыс. рублей, а через месяц только 36 тыс. рублей. Остальные отходы (макулатуру и полимеры) запрессовываются и продаются как вторсырье.
У нас же в Туле "Спецавтохозяйство" из-за изношенности своего парка, а также из-за его недоукомплектования техникой и людьми (по нормам должно быть 140 машин, на самом деле в городе их в 2 раза меньше, не считая того, что далеко не вся техника "на ходу"). Да и тарифы на вывоз мусора не отражают реальной стоимости их затрат.  По итогам 2006 г  было вывезено 4.4 млн. т мусора, разумеется, это далеко не все - постоянно возникают стихийные свалки, с которыми тяжело бороться. Если свалка образовалась на территории, за которую отвечает ЖЭУ, то ее обязан убирать дворник, если на территории мусорной площадки - "Спецавтохозяйство", а если на так называемой бесхозной территории у частных домов - муниципалитет. Однако все организации заявляют, что не хватает ни людей, ни техники и фактически предлагают смириться со свалками. Сейчас,  в свете жилищно-коммунальной реформы,  ситуация с вывозом и утилизацией мусора может стать настоящей катастрофой, потому что в этот переходный период, когда обязанности ЖЭУ будут передаваться Управляющей Компании, подобным ей организациям, домовым комитетам, никто не найдет концов -  уборкой территорий и организацией вывоза мусора будет заниматься просто некому из-за возникшей раздробленности структуры.
Задача этой статьи  как раз и состоит в том, чтобы предложить, каким образом по возможности минимизировать транспортные расходы на вывоз мусора из города. Так, к примеру, в Москве и Московской области усредненный состав  вывозимого мусора, в % 
- бумага, картон - 38,0
- пищевые отходы - 30,0
- дерево - 1,5
- текстиль - 5,5
- кожа, резина - 1,3
- полимерные материалы - 5,5
- кости - 0,7
- черный металл - 2,5
- цветной металл - 0,5
- стекло - 4,3
- камни, керамика - 1,4
- отсев менее 16 мм - 8,8
Вероятно, что примерно такой же  разброс и по Туле. Таким образом, при общем количестве вывезенного мусора в 4.4 млн.т, макулатура составила  примерно 1.6- 1.7 млн.т. С учетом стоимости закупки макулатуры от 1 руб/кг потери области составили не менее 1.6 млн. рублей (это если их просто собрать и сдать), а если учесть неполученную выгоду (при закупке спрессованной макулатуры - от 2.5 руб/кг), то получается не менее 4 млн.руб. Примерно такая же ситуация с отходами из полимеров, которые тоже достаточно просто прессуются и могут быть использованы в дальнейшем. Таким образом, вместо того, чтобы зарабатывать на вторсырье, мы тратим средства на его транспортировку и утилизацию на полигоне, ошибочно полагая, что такое его использование  проще и выгоднее, перекладывая решение этой проблемы на головы наших детей.
Решением этой проблемы может стать организация предприятия по сбору и переработке мусора. Ресурсное обеспечение такого  предприятия не станет проблемой - отсутствуют риски потери поставщиков сырья, потому что  таким сырьем являются отходы, количество которых со все возрастающей хозяйственной деятельностью  человека будет только расти. Для повышения эффективности транспортировки,  можно создать несколько приемных пунктов ТБО на территории города (доставка транспортом "Спецавтохозяйства", наемным транспортом, прием от населения), где будет происходить сортировка и прессование отходов. На первом этапе деятельности предприятия, можно сдавать переработанные ТБО на предприятия по изготовлению товаров народного потребления (туалетной бумаги, салфеток, картона, одноразовой посуды, мешков для мусора). Тем более, что в 2007 году по данным администрации г. Тулы  тульские власти совместно со шведской фирмой SCA (Svenska Cellulosa Aktiebolaget) планируют запуск Целлюлозно-бумажного комбината (на базе Щеинской ГРЭС) по производству бумажных изделий санитарно-гигиенического назначения, а так же упаковочных материалов и газетной бумаги. Кстати, туалетная бумага "Zewa" - это продукт этого предприятия, но завозится к нам чуть ли не из Калининградской области!. Строящееся предприятие будет заинтересовано в сотрудничестве с местными партнерами подрядчиками и поставщиками, планируется постепенное увеличение мощностей -  на первом этапе переработка 30 тыс. т бумаги в год, затем планируется увеличить это число до 90 тыс. т в год Администрация города и SCA планируют вложить в комбинат порядка 70 млн. $. Данное соглашение подписано на Экономическом форуме, прошедшем в Туле 29-30 ноября 2006 г.
Наше предприятие может стать партнером строящегося SCA Необходимо приобрести некоторое оборудование - пресса для переработки мусора на первичных точках приема, весы, автопогрузчики. Разумеется, это требует определенных финансовых вложений.  Прессы для макулатуры, ПЭТ бутылок, поролона, пленки, пластика, текстиля, кожи, металлических бочек с производительностью до 500 кг/час стоят по 110 000 руб. Первоначально таких аппаратов можно поставить  4 шт. в создаваемых пунктах приема, что составляет 440 тыс. руб. Суммарно за смену  (8 часов) каждый из них может переработать до 4 т  в месяц (20 рабочих дней) - 80 т, в год  960 т. Закупая макулатуру по 1 р/кг траты составят 960 тыс. рублей, зато реализовав переработанное количество вторсырья по 2.5-3 р/кг получим до 2.88 млн. рублей, то есть разница получается 1.92 млн.руб. Оборудование берется в лизинг, в качестве залога выступает  само оборудование.  Если взять процентную ставку даже в 20 % (в среднем - 15, а некоторые зарубежные компании предлагают лизинг под 7 % годовых), то получается:  прибыль  (1.92 млн. рублей)  вычтем стоимость оборудования (0.44 млн. рублей + 20% = 0.528 млн. рублей), итого - 1.392 млн. рублей. Разумеется, часть из них уйдет на уплату заработной платы работникам, налоги, отчисления в фонды, аренду помещений, оплату электроэнергии развитие производства, но тем не менее, останется довольно солидная сумма.
В перспективе возможно расширение производства, причем не только за счет экстенсивных мер (увеличение пунктов приема вторсырья, закупка более мощного и более производительного оборудования), но и приобретение автоматизированных линий, которые позволяли бы минимизировать ручной труд, начиная от сортировки и заканчивая брикетированием переработанного вторсырья (идет поэтапный процесс наращивания производственных мощностей),  налаживание линий по изготовлению туалетной бумаги (стоимость линии - 700 тыс. рублей), переработке полимеров, автомобильных шин.
Вот какие выкладки по лини по изготовлению туалетной бумаги.  При весе рулона 125-130 г из 1 т основы получается 8000 рулонов.  При проектной производительности прессовочного оборудования в 0.5 т /час, за смену выходит 4 тонны, проектная мощность линии - 30 т туалетной бумаги в месяц, при переработке которых получаем 240 000 рулонов. При средней оптовой цене на туалетную бумагу 2.4 руб. за рулон - получаем 576 тыс. рублей в месяц. То есть из 30 тонн макулатуры (1 рубль за 1 кг - тратим 30 тыс. рублей) получаем 576 тыс. руб. после реализации конечной продукции
Таким образом получается, что потратив на покупку 1 кг макулатуры 1 рубль, получаем - с этого килограмма 19 рублей!
С макулатурой разобрались, теперь по полимерам. Сама по себе реализация собранных и отсортированных полимеров принесет не менее 4-5 тыс. рублей за тонну, но опять же - будет выгодней наладить производство по изготовлению конечного продукта (одноразовая посуда, полиэтиленовая пленка, мешки для мусора).
Проведенные исследования в московском регионе показали, что на сегодняшний день на регулярной основе можно получать в среднем 600 000 кг ПЭТ-бутылкок различного цвета:
- прозрачные 100 000 кг
- голубые 120 000 кг
- зеленые 150 000 кг
- коричневые 230 000 кг
Средняя цена на закупку загрязненного материала составляет:
- прозрачные 9 руб/кг
- голубые 8,5 руб /кг
- зеленые 7,5 руб/кг
- коричневые 7 руб/кг
Средняя цена на готовую продукцию после сортировки и брикетирования составляет:
- прозрачные - 21 руб/кг
- голубые - 20 руб/кг
- зеленые - 18 руб/кг
- коричневые -17 руб/кг
- ппропилен - 16 руб/кг
Как говорится - сравните эти цифры и посчитайте разницу. Вторичное ПЭТ - сырье применяется для:
- производство химволокна (сырье для производства синтепона);
производство емкостей для технических жидкостей (белизна, тосол, масло и т.д.);
- производство полимерной черепицы;
- улучшение свойств битумных соединений в кровельном производстве и производстве асфальта;
- для производства товаров народного потребления (тазы, ящики для рассады и т.д.);
- производство деталей, используемых в строительстве (вент. решетки, кронштейны, дюбеля, распаячные коробки и др.);
- в качестве добавки к первичному сырью до 50%.
Данные виды производства развиваются практически во всех регионах, и спрос на вторичный ПЭТ устойчиво растет.
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин.  По данным Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТРА) в Европе ежегодно образуется около 2 млн. тонн амортизированных автомобильных шин, а объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо.
Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды:
- шины не подвергаются биологическому разложению;
- шины огнеопасны и, в случае возгорания, погасить их достаточно сложно;
- при складировании они являются идеальным местом размножения грызунов, кровососущих насекомых и служат источником инфекционных заболеваний.
Вместе с тем, амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд.
Проблема переработки изношенных автомобильных шин и вышедших из эксплуатации резинотехнических изделий имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира. Невосполнимость природного нефтяного сырья диктует необходимость использования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью.
За последние 10 лет в России накоплен большой научно-технологический опыт в области переработки изношенных шин с металлокордом и изучении рынка сбыта продуктов переработки шин.  Доступны два варианта переработки отслуживших свой век колес.
Первый. В последние годы резко возрос спрос на резиновые порошки с дисперсностью менее 1,0 мм.
Стоимость его подошла вплотную к стоимости первичного сырья (каучуков), что, в свою очередь, объясняется более высокой стоимостью резиновых порошков по сравнению с крошкой. 
Указанные выше причины заставили все зарубежные и отечественные фирмы, разрабатывающие технологии и оборудование для переработки шин, пересмотреть свои подходы к создаваемым технологическим линиям. В основу технологии переработки заложено механическое измельчение шин до небольших кусков с последующим механическим отделением металлического и текстильного корда и получение резинового "гранулята" размером от 0,5мм до 5,0 мм методом сдвигового измельчения. В процессе сдвигового измельчения кусков покрышек при повышенных температурах, обеспечивается получение высокоактивных резиновых порошков с хорошо развитой поверхностью, что очень важно при вторичном использовании резиновых порошков в качестве добавки к резиновым смесям, а также при производстве сорбентов. Области применения получаемых материалов велики:
- порошковую резину с размерами частиц до 1,0 мм можно применять для изготовления композиционных кровельных материалов (рулонной кровли и резинового шифера), подкладок под рельсы, резинобитумных мастик, вулканизованных и не вулканизованных рулонных гидроизоляционных материалов;
- порошковая резина с размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм применяется в качестве добавки для модификации нефтяного битума в асфальтобетонных смесях, используемых при строительстве автомобильных дорог, которые улучшают их деформационные и фрикционные свойства. Такие добавки позволяют увеличить прочность покрытия дорог, а также их стойкость к удару, морозостойкость и стойкость к растрескиванию полотна при температурных перепадах. Объем дробленой резины в составе таких усовершенствованных покрытий должен составлять около 2% от массы минерального материала, т.е. 60...70 тонн на 1 км дорожного полотна. При этом срок эксплуатации дорожного полотна увеличивается в 1,5 - 2 раза. Такие порошки используются также в качестве сорбента для сбора сырой нефти и жидких нефтепродуктов с поверхности воды и почвы, для тампонирования нефтяных скважин, гидроизоляции зеленых пластов и т.д.;
- резиновая крошка с размерами частиц от 1,0 до 2,0 мм используется для приготовления регенерата резины, а также в промышленности строительных материалов для получения резинобитумного вяжущего при производстве аэродромной мастики, фольгоизола, битуминозных кровельных материалов, асфальтобетонных смесей, получения сорбентов и пр.;
- резиновая крошка с размерами частиц от 2,0 до 5,0 мм используется в строительстве современных футбольных полей с искусственным травяным покрытием и напольных покрытий для спортивных сооружений, легкоатлетических манежей, тротуарных покрытий, звукопоглощающих экранов, панелей, жгутов.
- резиновая крошка с размерами частиц от 5,0 до 10 мм используется при изготовлении массивных резиновых плит для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов, отличающихся длительностью эксплуатации, хорошей атмосферостойкостью, пониженным уровнем шума и современным дизайном; спортивных площадок с удобным и безопасным покрытием; животноводческих помещений и т.д.
Трамвайные переезды из резиновых панелей, сделанных на основе этих фракций,  обеспечивают пониженный уровень шума при прохождении трамваев. Благодаря амортизационным свойствам панелей увеличивается  долговечность подвесного оборудования на автотранспортных средствах.  Такие переезды удобны при разборке, особенно в зимний период. Они легко очищаются от снега и наледи, обладают тепло-морозостойкостью и масло- и бензостойкостью. Отличаются эластичностью и современным дизайном. Резиновая панель для трамвайных переездов представляет собой массивную плиту весом около 200кг, которая изготавливается методом запрессовки резиновой крошки диаметром от 2 до 10 мм в пресс-формы с добавлением связующего (вулканизирующего) средства и последующим спеканием в печах.
Организация производства по переработке вышедших из эксплуатации шин поможет не только во многом решить региональные экологические проблемы и создать новые рабочие места, но и позволит также образовать источники пополнения бюджетных средств за счет доходов от деятельности предприятий, выпускающих продукцию бытового и производственного назначения с использованием продуктов переработки изношенных шин.
Стоимость оборудования - около 1 млн. $
Второй. Получению мазута из автомобильных покрышек. Оборудование с производительность  5 т переработанных шин в сутки стоит чуть более миллиона рублей.
Эти линии окупятся достаточно  быстро, потому что
  а) сырье для переработки будет своим
  б) географически предприятия будут находиться рядом (минимум транспортных и складских ресурсов)
 в) постоянно растущий спрос на продукцию такого рода.
 г) выгодное местоположение г. Тулы в самом сердце Центрального Федерального Округ России, близость Москвы.
Так все-таки, мусор - это проблема или источник прибыли?
Прислал Александр Беляев.

собств. информ.

2 мая 2007, в 19:57
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день