Впечатления об Америке, американцах и их образе жизни, о будущем индустрии СМИ – в нашем дневнике. Часть 3.
Десять дней издатель и гендиректор «Слободы» Вера Кирюнина, главный редактор Татьяна Алексеева и директор отдела продаж Диана Мартынова учились бизнесу в самых крупных и успешных американских газетах.
12 - 14 февраля. Москва – New York – St. Petersberg
15 - 17 февраля. St. Petersberg – Miami
18 - 19 февраля. Miami – Boston
Четыре часа полета, и мы в Бостоне. Из лета попали в настоящую зиму, со снегом и морозцем в 9 градусов. Только по ощущениям бостонская зима намного холодней нашей – пронизывающий ветер просто сдувал с ног.
Бостон – старейший, крупнейший, богатейший город Америки. К нему вообще можно применить только превосходную степень. Еще бы! Это культурная и образовательная столица, колыбель американской революции. Это родина первой почты, первого банка, первой газеты, первого метро.
Бостон из-под крыла самолета очень красив.
Большой бостонский тоннель – это 10-полосная главная магистраль города, которую совсем недавно «закопали». 13 км. И это самый дорогой проект в истории строительства США (мы по нему проехали – очень круто!).
В Бостоне расположены самые знаменитые учебные заведения мира – Гарвардский и Бостонский университеты, Массачусетский технологический институт. Центр города, старая его часть со зданиями из темно-красного кирпича лаконичной кладки, чем-то похож на Лондон. Впрочем, Бостон, построенный англичанами и ирландцами, так и называется – новая Англия.
Old State House – здание старого парламента. 18 июля 1776 года с его балкона впервые была публично зачитана Декларация Независимости США.
Башня старой таможни - визитная карточка Бостона.
Через исторический центр Бостона пролегает Тропа Свободы (Freedom Trail). 4,5 км. Это туристический маршрут, с которого невозможно сбиться, поскольку Тропа Свободы выделена цветом – белым по красной брусчатке и красным по серым тротуарным плитам. Проводит путешественника мимо 16 достопримечательностей, так или иначе связанных с борьбой за независимость.
Прикольная памятная доска в центральной исторической части города.
Обнаружили в Бостоне здание, похожее на "главную достопримечательность" города Тулы.
Февраль, а новогоднее настроение все еще присутствует. Исторический центр Бостона.
Очень хотелось посмотреть, как выглядит Harvard University. Увы, времени было совсем мало, один вечер. А университет расположен в самостоятельном районе города. Так что пришлось довольствоваться фирменной маечкой с гордой надписью Harvard.
Так получилось, что понедельник, 18 февраля, оказался праздничным днем. Не все американцы могли объяснить, что за день такой и почему выходной. Наверное, потому что выходной был только у американских чиновников (странно, что наши такой праздник себе не придумали). По традиции третий понедельник февраля – Президентский день. Это день памяти первого Президента Америки Джорджа Вашингтона и объединившего Америку Президента Авраама Линкольна. Ну и всех остальных президентов тоже. По случаю праздника многие американские семьи, школьники целыми классами и студенты веселыми компаниями заполонили Квинси-маркет.
Квинси-маркет – любимое место бостонцев и гостей. Когда-то рынок процветал, потом пришел в упадок и был закрыт, и только в начале XXI века был отреставрирован и стал культовым местом молодежи.
Это старейший бостонский рынок, где много кафешек. Там представлены кухни всего мира. Мы тоже не удержались и съели знаменитый бостонский Clam chowder – крем-суп из морепродуктов (7,5 доллара за хлебный горшочек. Кстати, в романе Германа Мелвилла «Моби Дик» одна из глав полностью посвящена этому супу). А потом еще съели по эклеру, вернее, эклерищу. Потому что бостонские эклеры, в отличие от наших, тульских, в два раза больше и, увы, вкуснее.
В этом баре в Квинси-маркете блюда традиционной бостонской кухни, свежайшие морепродукты. А работают студенты – очень быстро и ловко!
Татьяна Алексеева: "Я впервые попробовала устрицы. Правда, термически обработанные, не сырые. Вкусно!"
В Америке эпидемия ожирения: не смогла удержаться и сфотографировала типичную американскую семью.
Вообще назвать Квинси-маркет рынком язык повернулся не с первого раза. Атмосфера там совершенно особенная, какая-то домашняя, добродушная и немного простоватая – ну где еще поешь свежих устриц стоя?! Но от этого было тепло и радостно. Жаль, что у нас такого нет.
Лица людей на улицах Бостона чем-то неуловимо отличались от майамских. Интеллигентностью, что ли… Бостонцы с удовольствием рассказывали об истории своего города. Например, про революцию. У них она называется «бостонское чаепитие». Американская революция была организована очень богатыми людьми, восставшими против непомерного увеличения налогов на американский бизнес, в основном на торговлю чаем, со стороны британского правительства. Короче, правильные люди организовали правильную революцию, потому и бизнес процветает триста лет.
Памятник Сэмюэлю Адамсу, "американскому Ленину", возглавившему американскую революцию. Это был очень богатый и очень успешный человек.
Но самое яркое впечатление от Бостона, да, наверное, и от всей американской поездки, – общение в редакции The Boston Globe.
Вера Кирюнина, гендиректор ИД "Слобода", и Татьяна Алексеева, главный редактор, в The Boston Globe.
Эта крупнейшая американская газета опередила остальных в «цифре». Как сказал Мартин Барон, редактор цифровых приложений, они используют матрицу принятия решения для любого запуска любого продукта. И самый главный вопрос из четырех, которые они себе задают, - ПОСЛЕДНИЙ:
- Какие проблемы есть у читателей?
- Сколько из них мы можем решить?
- Которая из них стоит того, чтобы ее решать?
- Как мы будем на этом ЗАРАБАТЫВАТЬ?
Что-то знакомое, правда? В The Miami Herald это звучало как «где пахнет деньгами?!».
– Мы фактически попадаем в мышеловку, думая, что созданный нами какой-то крутой продукт люди будут покупать. На самом деле надо быть в бизнесе мышеловок. Хороша только та идея, которая обслуживает интересы аудитории, – говорит Мартин Барон.
Потрясло его смелое высказывание: "Культура важнее стратегии!"
Невозможно создать новый продукт со старой культурой. По мнению Мартина, культура газетного ньюсрума устарела. Сотрудники газеты могут делать качественный продукт один раз в день, они перфекционисты. Но этот перфекционизм мешает создавать digital product. Самое распространенное возражение команды со старой культурой – «ну мы же никогда так не делали!». И с такой психологией невозможно создать что-то инновационное, креативное, новое. А продолжать делать то же, что делали раньше и всегда, – путь поражения. Вам не кажется, что это про нас с вами?.. Про каждого из нас, про Тулу, область, страну…
Редакция The Boston Globe отличалась от тех, что мы видели в других газетах. Тут было много эдаких штучек: cтолы с различными гаджетами для проверки работы на них новых мобильных продуктов. На огромные цифровые экраны выводятся фотографии из Instagram, которые загружают пользователи – жители Бостона. И эти экраны обновляются 1 раз в минуту. На вопрос, как этим пользуются сотрудники, получили простой ответ: ну, это ежеминутная жизнь города, сразу видно, что где происходит. Это рабочий инструмент журналистов The Boston Globe.
Вся жизнь города на одном большом экране. В редакции The Boston Globe.
Компания прилично зарабатывает на цифровом контенте. Да, у них есть бесплатные сайты, где пользователь «глазами платит» за контент (так много там всякой рекламы). А недавно они запустили сайт с высококачественным контентом, за который пользователи платят. 15 долларов в месяц.
А еще они думают о будущем. И это будущее видится им вот так: