Миллионы россиян благодаря возрождению экономики страны стали избавляться от российских "Лад", "Жигулей" и "Москвичей", меняя их на "Камри", "Фокусы" и "Пассаты", цитирует "Инопресса" статью из Los Angeles Times.
В советские времена машина была роскошью. Граждане, скопившие достаточно денег на "Ладу" или угловатый "Москвич", затем должны были отстоять очередь, которая могла затянуться на 10 лет. В те времена улицы Москвы были практически пусты – по ним в основном ездили грузовики и автобусы.
Сегодня улицы Москвы уже заполнены, но вот российский авторынок – пока нет. До сих пор на тысячу человек приходится 124 единицы автотранспорта. Для сравнения, в США, по данным ООН, на тысячу жителей приходится 765 машин.
В этих условиях зарубежные компании устремились в Россию, чтобы наладить производство. "Резкий рост этого рынка просто невероятен", – говорит Ичиро Чиба, директор петербургского завода Toyota. Потенциал очень велик, и главная задача, по словам руководителей автомобильных компаний, состоит в том, чтобы производить машины достаточно быстро для удовлетворения спроса.
Санкт-Петербург превращается в "северный Детройт", говорит директор компании General Motors Рик Вагонер. Toyota ежегодно собирает на петербургском заводе 20 тыс. автомобилей "Камри", а к следующему году планирует выпускать по 50 тыс. машин. Буквально через улицу от огромного завода Toyota уже строит свое предприятие GM: здесь планируется выпускать по 25 тыс. джипов "Шевроле Каптива" ежегодно.
Компания Ford собирает "Фокусы" на заводе в пригороде Санкт-Петербурга. Nissan, Suzuki и Hyundai также планируют открыть здесь свои предприятия. Еще одним центром сборки иномарок становится Калуга – город с населением 350 тыс. человек, оказавшийся в орбите московского экономического бума. Недавно фирма Volkswagen начала собирать там на своем новом предприятии автомобили "Пассат" и "Шкода Октавия". В Калуге намеревается открыть завод Peugeot Citroen, а в следующем году там должен появиться завод Volvo.
Российская автомобильная промышленность пока пытается выжить, для чего, вероятно, ей придется объединяться с иностранцами. "АвтоВАЗ", который выпускает вездесущие "Лады", недавно продал 25% своих акций французской фирме Renault за 1 млрд. долларов.