Фонд "Право Матери", юристы которого оказывают правовую поддержку семьям погибших и пострадавших военнослужаших, отстаивающих в судах свои права, обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку законности действий территориальных органов Пенсионного фонда РФ и провести проверку законности действий должностных лиц Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Также Фонд "Право Матери" потребовал вынести протест/предписание о прекращении дальнейшего нарушения закона со стороны должностных лиц органов Пенсионного фонда РФ и Министерства здравоохранения и социального развития в отношении родителей погибших военнослужащих.
"Мы приняли десяток тысяч телефонных звонков, прочитали тысячи писем из разных регионов РФ от родителей погибших солдат, обиженных 122-м законом. Люди были возмущены, чувствовали себя униженными и ограбленными. Многие матери погибших ребят восприняли 150 рублей (сейчас 172 р.), начисляемых им ежемесячно в качестве ЕДВ, как жалкую подачку, не видя в них равноценной замены натуральным льготам. Многие матери погибших солдат отсылали полученные 150 рублей в Кремль Путину в знак протеста, - говорится в обращении Фонда. - С тех пор прошло больше года, люди свыклись с монетизацией. Однако в 2006 году Министерство здравоохранения и социального развития наряду с чиновниками Пенсионного фонда приступило к проведению новой "контр-операции" в отношении семей погибших военнослужащих. Их в массовом порядке стали лишать права пользоваться мерами социальной поддержки и лишать ежемесячных денежных выплат (тех самых 150 рублей). С начала 2006 года в Фонд "Право Матери" стали поступать массовые обращения от родителей погибших солдат из различных регионов РФ (Москва, Владимирская область, Свердловская область, Рязанская область, Пензенская область, Краснодарский край, Удмуртия, г. Нижний Новгород, Астраханская область, Мордовия, Северная Осетия, Пермская область, Тульская область, и пр.). Начало кампании массовых отказов в предоставлении мер социальной поддержки и выплате ЕДВ было положено письмом директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ю.В. Воронина от 18 января 2006 года № 98-19, которым Пенсионному фонду РФ даны разъяснения, что родители погибшего военнослужащего могут пользоваться правом на меры социальной поддержки, якобы, только если они являются получателями пенсии по случаю потери кормильца и являются нетрудоспособными".
По оценке экспертов Фонда "Право матери", письмо Юрия Воронина представляет собой произвольное толкование закона, однако, как отмечается в обращении в Генеральную прокуратуру, это не мешает органам, функцией которых должна являться социальная защита малоимущих и обездоленных людей, использовать данный текст так, как если бы он представлял собой норму Федерального закона, запрещающую материально поддерживать семьи погибших солдат.
Как отмечают юристы Фонда, пункт 2 статьи 21 Закона "О ветеранах" гласит, что меры социальной поддержки должны предоставляться родителям погибших солдат, независимо от нахождении на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. "Нетрудоспособность же, являющаяся краеугольным камнем в толковании закона господином Ворониным, предполагает, что у человека есть инвалидность, пенсия по инвалидности и меры социальной поддержки, связанные с инвалидностью (и ему не обязательно пользоваться мерами соцподдержки как родителю погибшего солдата, он может пользоваться ими как инвалид). Таким образом, господин Воронин, толкуя закон, потенциально записал всех членов семей погибших солдат, имеющих право на льготы, в категорию инвалидов, тогда как эти люди всегда пользовались льготами/мерами соцподдержки не как инвалиды, а как люди, чьи дети погибли при исполнении обязанностей военной службы", - отмечается в обращении.