1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Как вырастить счастливого человека - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Как вырастить счастливого человека

Как вырастить счастливого человека

Как вырастить яркого и успешного человека? Как научить ребенка сопереживанию, позитивной самооценке и целеустремленности?

Как вырастить яркого и успешного человека? Как научить ребенка сопереживанию, позитивной самооценке и целеустремленности?


Ваш ребенок отрывает головы куклам? Ему явно не хватает родительского внимания и душевной теплоты
(кадр из фильма «Страна приливов», 2005 г.)

Анжела Харитонова,
практический психолог.

Что является залогом успеха в жизни?

В настоящее время педагоги и психологи пришли к такому выводу: между коэффициентом интеллекта человека и его успехами в профессиональной и общественной жизни очень мало связи. Академические знания напрямую не ведут к успеху, и вчерашний отличник может быть всего лишь служащим в успешно развивающейся фирме вчерашнего троечника.

Эмоциональный интеллект – это умение управлять своими чувствами и ладить с другими людьми. ЭИ можно разделить на пять составляющих:

1 Осознанность (умение распознавать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, побуждения и потребности, умение оценивать себя, видеть свои слабые и сильные стороны).

2 Самообладание (умение управлять своими эмоциями).

3 Самомотивация – умение настроить себя на достижение поставленной цели.

4 Эмпатия (чуткость) – умение чувствовать эмоции и настроения других людей.

5 Коммуникация (умение найти общий язык с любыми людьми, сотрудничать, быть лидером).

Развитие эмоционального интеллекта ребенка начинается с рождения. В 2-3 года родители уже могут специально развивать эмоциональный интеллект малыша. Самый благотворный период для развития эмоциональности – до 8-9 лет. В этом возрасте взрослый – пример для ребенка. В подростковом возрасте идет новый виток развития эмоционального интеллекта, но здесь подросток уже гораздо меньше учится у родителей, а больше – у сверстников, массовой культуры.
 
Что делать родителям?

Как же развить эмоциональный интеллект ребенка? Работу нужно вести в несколько этапов.

Этап 1.

Научите осознавать свои чувства. Для того чтобы научиться управлять своими чувствами и эмоциями, их нужно в первую очередь осознавать. Когда вы видите, что ребенок переполнен эмоциями, неважно, отрицательными или положительными, назовите их, поговорите с ребенком на эту тему. Важны все чувства: радость, любовь, удивление, восторг, гнев, обида, вина, печаль, стыд. Не старайтесь подавлять «отрицательные» чувства в ребенке. 

Называйте ребенку все его чувства и переживания: «Ты рад, что у тебя получилось завязать шнурки», «ты сейчас злишься на брата, ты обиделся, что он взял твою игру без спроса». «Ты не хочешь идти спать, потому что боишься лежать в темноте» и т. д. Такое общение помогает ребенку лучше понимать себя самого.

Этап 2.

Научите понимать чувства других. До 3 лет ребенок может даже не подозревать, что другим бывает так же больно, как и ему. Учите ребенка сопереживать другим – детям, взрослым, старикам. Объясняйте, что они сейчас чувствуют. И, конечно же, лучший пример сопереживания – собственный. Если родители в присутствии ребенка равнодушно или грубо относятся, например, к старушке, ребенок воспримет это как образец для подражания. Объясните ребенку, что боль бывает физическая и душевная. В общении с ребенком называйте свои собственные чувства и переживания, говорите, когда вы рады, а когда расстроены или злитесь. Это поможет ребенку научиться лучше понимать вас.

Этап 3.

Научите заботиться о других. Научите ребенка всегда думать о близких людях. Часто бывает, что лучший кусочек достается детям. Такого быть не должно. Если вы покупаете, например, что-то вкусненькое, то покупайте на всю семью, а не только малышу. Пусть ребенок обязательно делает взрослым подарки, сделанные своими руками. Научите его заботиться о других членах семьи: «Спроси, как чувствует себя бабушка, чем ей помочь?»

Этап 4.

Развивайте понимание эмоциональной стороны разных жизненных ситуаций. Очень полезно проговаривать различные ситуации, не только с точки зрения норм и правил поведения, но и с точки зрения эмоций.

Обсуждайте с ребенком книги, фильмы: характеры героев, ситуации, в которых они оказались, чувства, которые они при этом переживали. Не торопитесь пересказать ребенку свои «правильные» мысли, спрашивайте его мнение.

Этап 5.

Помогите выработать позитивную самооценку и критичность к себе. Лучший способ выработать высокую самооценку у ребенка – это ваша безусловная любовь к нему. Это значит, что ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, везде и независимо от ситуации. 

Называйте ребенку его положительные качества, а вот недостатки надо называть ребенку очень осторожно, а иначе это может закрепить их в нем надолго. Если не говорить о «минусах» вообще, ребенок не научится критично воспринимать себя, правильно видеть свои достоинства и недостатки.

Этап 6.

Научите ребенка мотивировать себя на достижение цели. Конечно же, невозможно требовать от ребенка 6-7 лет, чтобы он думал о будущем, шел к успеху, ставил цели и добивался их. Но если постепенно учить ребенка достигать маленьких целей и организовать его жизнь так, чтобы он понимал цепочку «цель – усилия – результат», то в подростковом возрасте он может стать уже целеустремленным.

Письмо в тему

 Здравствуйте! Мой 15-летний сын – отличник, учится в очень престижной школе. Все свободное время он сидит за учебниками или в Интернете. В Интернете тоже проводит время с пользой, читает, переписывается с друзьями на английском. Все бы хорошо, но мой сын с трудом общается с ровесниками. Он напичкан знаниями, но не понимает чувств других людей, не умеет сопереживать, в обычных житейских ситуациях наивен. Ему очень трудно разобраться в себе, понять причины своих поступков. Может, потому, что мы его воспитывали в строгости, мой муж – военный все время твердил: «Ну что ты, как девчонка? Собери волю в кулак! Не давай волю чувствам!» Может ли его необщительность и непонимание себя помешать его карьере? Антонина, 43 года, Тула.

Советы психолога
Игры для развития эмоционального интеллекта

«Карточки-эмоции». Можно их вырезать из журнала или распечатать из Интернета. Пусть на них будут лица с разнообразными эмоциями. Вы можете предложить ребенку: угадать, что чувствует человек на каждой картинке; попробовать сделать такое же лицо, как на выбранной картинке; придумать различные ситуации, в которых человек испытывает те или иные эмоции.

«Курсы актерского мастерства». Приготовьте карточки с описаниями различных ситуаций из жизни детей. Ребенок должен с помощью жестов, звуков и выражения лица изобразить, что чувствует герой ситуации.

«Угадай!». Закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребенку угадать, что вы изобразили. Потом поменяйтесь с ребенком ролями.

«Как я говорю?» Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.


Дорогие читатели!

Не получается наладить отношения в семье? Задавайте свои вопросы по тел. 23-55-99 для

Анжелы Харитоновой.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

5 октября 2011, в 10:10
Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.