Очень многие дети просят своих родителей купить собачку (кошечку, свинку, хомячка...). Далеко не всегда их просьбы могут быть удовлетворены, и родители, конечно, сами вправе решать этот вопрос применительно к своим обстоятельствам. Ведь, помимо всех плюсов, никуда не денешься от объективной реальности в виде периода кучек-лужиц, необходимости ежедневного как минимум двухразового выгула, шерсти на коврах - при наличии собаки, потенциальной опасности превращения квартиры в один большой туалет - при кошке, и так далее, для каждого вида домашнего животного - свои проблемы.
Прежде всего стоит сказать, что есть люди, настолько тяготеющие к идеальной чистоте, что для них наличие постоянного источника мусора, каковым являются животные (может быть, за исключением рыбок), невыносимо и не компенсируется ничем. И тут уж ничего не поделаешь - детям в такой семье придется подождать самостоятельности и заводить зверье в своем собственном доме. Потому что, несмотря на то, что все родители хотят самого лучшего своим отпрыскам, приносить себя в жертву по такому поводу вряд ли стоит. Из личного опыта могу судить, что дети вряд ли оценят ваше насилие над собой, а вот неизбежную в такой ситуации напряженность отношений между родителем - аккуратистом и животным заметят точно.
Однако давайте разберемся, что именно хорошего в совместном проживании, а часто и воспитании на глазах друг у друга ребенка и животного? Причем "хорошее" это включает пользу не только для детей, но и для родителей. Итак, рассмотрим систему "ребенок-собака"
Чем же полезно взросление ребенка рядом с собакой? Первое, что приходит в голову - общий интерес и предмет приложения сил для родителей и ребенка. Про появившегося собачьего детеныша надо почитать, рассказать друг другу. У него, к примеру, болезненно меняются зубки - и вся семья, включая детей, носится с поскуливающим малышом, сближаясь перед лицом проблем, подстерегающих щенка в процессе его взросления. Подросшую собаку надо воспитывать - и этим заниматься приходится всем вместе, ведь любой инструктор скажет, что установленные правила общения с четвероногим другом должны соблюдать все члены семьи.
Сегодня, как известно, все более усложняется контакт родителей с детьми, мы словно живем в разных мирах, с разными правилами, способами общения, интересами и т.д. А собака - еще одна, заведомо не лишняя точка пересечения, тема для общения, возможный способ повышения собственного авторитета для родителя.
Часто бывает, что именно ребенок становится в семье "специалистом по породе", собирает информацию о собаках вообще и том конкретном представителе собачьего племени, что спит у его кровати. Это сильно повышает его самооценку, а ведь психологи утверждают, что низкая самооценка - корень многих проблем у детей и подростков. В частности, именно эта проблема часто приводит к плохой успеваемости в школе.
Также следует сказать о таком следствии совместного проживания ребенка с собакой, как "развитие навыков невербального общения" - применительно к нашей теме это означает, например, что ребенок улавливает, "чего хочет собачка", не получая от нее словесно выраженной просьбы (естественно). Но для того, чтобы это понять, нужно внимательно смотреть на поведение и мимику четвероногого друга, сравнивать их в разные периоды времени и в разных ситуациях, напрягать зрительную память и воображение, использовать логику для обработки информации. Причем, начав этот процесс применительно к одному объекту (собаке) ребенок использует его и для получения информации обо всем окружающем мире.
В свою очередь, отвечая животному на его невысказанные просьбы и пожелания, дети учатся активно пользоваться богатым набором интонаций, жестов и выражений лица, и не уподобляются Эллочке-людоедке, имевшей в своем распоряжении несколько стандартных фраз, произносимых двумя-тремя способами. Так что дети, растущие вместе с домашним животным, приобретают способность тоньше чувствовать окружающих и разнообразней реагировать на них.
www.ptichka.ru