Накануне Дня защитника Отечества свою армейскую службу с гордостью вспоминают известные туляки.
Тульский шоумен Сергей Железняков:
«Музыкант – он и в армии музыкант!»
Сапер-гитарист
Тульский певец и шоумен Сергей Железняков служил с 1985 по 1987 год в Одесской области, в 40 километрах от румынской границы.
Сергей Железняков, певец:
– Какие могут быть развлечения среди сел южнороссийской глубинки? Вот поэтому нашей части очень нужен был ансамбль. Так и получилось, что я сначала стал армейским музыкантом, а только потом – сапером, как и было мне положено по роду службы.
Клавишника мне дали из братской Армении – сказали, что здорово играет. Играть он умел, но только армянские народные песни, да и то на слух, потому что нот не знал. Вообще. Так что я пел, а армянин подбирал музыку – это даже не цирк был, а еще смешнее!..
– Мои родители долго мечтали о новой квартире. И вот, наконец-то, им ее дали на улице Морозова. Мама на радостях мне телеграфировала: «Переезжаем! Квартира Морозова». Меня вызывают в штаб: «Почему Вы не сказали, что являетесь родственником командира дивизии?» А у комдива фамилия была Морозов, – пришлось объяснять, что я не родственник ему, это в Туле улица такая…
Был случай, когда реально стало страшно, а потом – жутко смешно. Мы с моим другом в наряде развозили по домам офицеров после вахты. Часть была разбросана по приграничным украино-молдавско-румынским селам, и ездили мы на «уазике»-«буханке». И вот темной южной ночью наш «уазик» вдруг блокирует огромная толпа! Они что-то кричат и что-то требуют на непонятном наречии, а мы не понимаем. И чувствуем, что толпа сейчас взбесится от этого недопонимания, а у нас оружия – два штык-ножа… Когда они взломали дверь и ворвались в салон, нам стало смешно: это свадьба гуляла, и нам предлагали поздравить молодых, то есть принять в дар бутыль вина и корзину с фруктами!
1986 год, Одесса, полигон в 40 километрах от румынской границы.
Ефрейтор Сергей Железняков: боевые будни советского сапера.
Пряники на Байконуре
Начальник ГИБДД УВД Тульской области Игорь Коновалов служил в космических войсках! Как пояснил нам главный «гаишник» области, для этой службы специально отбирали людей со знанием механики и точных наук, а Игорь Викторович к 1984 году как раз закончил Мосинский техникум.
Игорь Коновалов, начальник ГИБДД УВД Тульской области:
– Мы осуществляли работу «Системы единого времени»: синхронизация работы космических систем и объектов посредством очень точного времени – тысячные доли секунды… Сейчас уже многие знают, что в самом Байконуре никакого космодрома нет, там только деревушка, а настоящий космодром расположен в закрытом городке Ленинск, на далекой станции Тюра-Там – даже если знаешь, не найдешь. Да еще многочисленные посты… Когда в нашей части появилась моя бабушка Вера Андреевна, у командиров был шок! Бабушке помог боевой опыт: она ветеран войны, вот и добралась до внука, зная только про город Барнаул и номер части. Взводный дал мне на 3 дня увольнительную, и мы гуляли по Барнаулу, пока мои сослуживцы ели тульские пряники, которые Вера Андреевна привезла в большом количестве. В истории космодрома больше не было случаев, чтобы гражданский человек смог самостоятельно добраться до этого стратегического объекта.
1984 год, Байконур. Ефрейтор Игорь Коновалов отвечал за безопасность в космосе... | ...А теперь начальник Тульского ГАИ Игорь Коновалов в ответе за безопасность на тульских дорогах. |
«Дедовщина» бывает и музыкальной...
Директор Тульской областной филармонии Николай Сальков служил ровно 40 лет назад. Место службы – Платоновский лес… Это сейчас здесь парк и бывший ресторан, а в те годы в Платоновском лесу размещалась секретная ракетная часть.
Николай Сальков:
– Началась служба в Болохове, где мы проходили курс молодого бойца. Сержант у нас был вредный, и мы сразу друг друга невзлюбили: мне как музыканту строевая подготовка впрок не шла, а его это бесило. Сержант этот все время пытался меня отправить в наряд на кухню. Но у него это ни разу не вышло!
Дело в том, что портативных магнитофонов (которые можно спрятать) тогда еще не изобрели, а развлечься солдатам хотелось – такая вот «дедовщина» музыкальная…
1970 год, Платоновский лес, ракетная часть. Справа – рядовой Николай Сальков. Гитарист в армии – каждый второй, а вот баянистов не хватает... | Директор Тульской филармонии Николай Сальков: «Я считаю, что армия учит «находить себя» в любой обстановке!» |
От нарядов меня отмазывали «деды»: я вместо чистки картошки играл им на баяне в курилке...
А когда я сам уже «дедом» стал, вышел казус. Случилось так, что все «деды» кроме меня в наряде были, и надо было мне одному бежать на зарядку. А на дворе – февраль… Где спрятаться? Я пришел в штаб полка и сел на место дежурного (тот как раз отдыхал в казарме). И как только я сел, входит полковник! В общем, когда через пару часов командиру докладывал уже настоящий дежурный, «батя» все понял. Он вызвал меня и говорит: «За смекалку хвалю, а за то, что попался, – наряд вне очереди!»
«Русче бэль мимам!» (Я по-русски не понимаю!)
Известный тульский бизнесмен, генеральный директор компании «Стромсервис плюс» Михаил Наумов служил на аэродроме под Черниговом (Украина).
Михаил Наумов, бизнесмен:
– Мы обеспечивали связь на аэродроме, ну и охрану, конечно. Прислали нам в часть таджиков – ни слова по-русски не понимают… Их поставили в наряд на охрану взлетной полосы. Дело ответственное, поэтому ребята «по-взрослому» стояли, с автоматами. А наш наряд, патрулирование периметра аэродрома, не предполагал наличие огнестрельного оружия (со штык-ножами шли), зато путь предстоял долгий, вокруг всего аэродрома. И вот идем мы втроем: я и два моих сослуживца. А таджики нас увидели – и давай палить по нам! Наши крики «Вы что, сдурели, мы свои!» они не понимали, кричали в ответ: «Русче бэль мимам!» (Я по-русски не понимаю!) и стреляли… Мы полтора километра ползли по-пластунски, пока были в зоне обстрела! Хорошо, что они стреляли плохо…
А еще нас очень «доставало», когда нас заставляли пропалывать траву на территории, где техника стояла, там был участок сложный, под огромной решеткой: даже на корточках трудно было ползать. Мы смекнули, как этот процесс модернизировать: разлили солярку и подожгли! Три месяца потом прополка не нужна была, а то, что из-за этого «ноу-хау» можно было запросто попасть под трибунал, мы как-то не подумали…
Тульский бизнесмен Михаил Наумов своей службой в армии гордится. | 1979 год, территория Черниговского Высшего военного авиационного училища. Справа – рядовой Михаил Наумов. |
Фото из архива героев материала.