В прошлых номерах мы начали вспоминать, какой была Тула лет 30-50 тому назад. Тему сегодняшней публикации подсказало письмо нашего читателя Игоря З. (фамилию он,к сожалению, не указал).
КРАСНОРМЕЙЦА ПЕРЕПЛАВИЛИ?
"...Мы жили недалеко от площади Челюскинцев, так что я хорошо помню это место. И фабрику-кухню, где вкусно и недорого кормили, и уютный Дворец пионеров, где я занимался сразу в нескольких кружках, и автостанцию в здании Благовещенского храма, и, конечно же, памятник красноармейцу. Говорят, его сняли для реставрации, а когда пригляделись, то выяснили - скульптура реставрации не подлежит, потому что сделана из непрочного материала, чуть ли не из папье-маше. А мне все-таки кажется - из металла она была отлита! Говорят, именно поэтому ее во время перестройки сняли и продали в одну из прибалтийских стран как цветмет: Сказку же про папье-маше придумали специально, чтобы народ не будоражить".
Фрагмент памятника Труду и Обороне. Гипсовые студенты, колхозницы и девушки
с веслом в те годы украшали все города Союза. 1956 г.
В ЧЕСТЬ ТРУДА И ОБОРОНЫ
Уважаемый Игорь, нас тоже заинтересовала судьба памятника. Покопавшись в архивах (эту возможность нам любезно предоставил Центр по охране и использованию памятников истории и культуры департамента культуры Тульской области), мы выяснили следующее.
В прежние времена на месте площади Челюскинцев (кстати говоря, название это никогда официально зарегистрировано не было, оно само собой "сочинилось" туляками) стояла небольшая Крестовоздвиженская церковь с прилегающим к ней кладбищем. В 1933 году храм снесли. На намоленном нашими православными предками месте новая власть решила обустроить площадь. И название для нее придумали соответствующее - площадь Труда и Обороны (имелась в виду оборона Тулы времен гражданской войны) .
Через некоторое время было решено установить здесь памятник. Обратились к выпускнику Санкт-Петербургской академии художеств С. Н. Попову. Тот пригласил в помощь известных скульп-торов М. Ф. Листопада, А. И. Тенету и архитектораМ. А. Туркуса. Общими усилиями был создан проект монумента.
Выглядела вся композиция примерно так. В центре, на высоком прямоугольном постаменте - герой-красноармеец в буденовке и шинели со знаменитой трехлинейкой в руках. На передней части постамента - советский герб и отлитые в металле слова И. В. Сталина, произнесенные им на XVI съезде ВКП(б): "Ни пяди чужой земли мы не хотим, но и своей ни вершка не отдадим никому". По углам нижнего яруса - более мелкие фигуры, изображающие трудящихся, колхозников, учащуюся молодежь и т. п. Полукруглое основание монумента украшено было горельефом на героическую тематику.
Кстати говоря, шинель на красноармейце "неправильная", такие стали носить лишь в 30-х годах. У шинелей времен Гражданской на груди имелись так называемые "разговоры" - поперечные нашивки-застежки: Удивительно, но никто из авторов памятника на это внимания не обратил. Может, причиной стало то, что "отец народов" отдавал предпочтение именно этому фасону?
По замыслу авторов, красноармеец должен был напоминать о времени, когда от стен тульского кремля
"уходили добровольцы на Гражданскую войну". 1972 г.
ГЛАС НАРОДА
Выполненный в гипсе макет монумента какое-то время был выставлен на всеобщее обозрение в тульском жилкомхозе. Граждане с интересом осматривали потенциальную достопримечательность и выражали свои пожелания относительно ее "улучшения". Кто-то считал, например, что вместо красноармейца следует воздвигнуть скульптуру рабочего-ударника или кузнеца. Некоторые хотели увековечить память тульских революционеров и поставить "по правую руку (от центральной фигуры. - прим. автора) тов. Бабякина, по левую - тов. Бундурина" и т. п.
В 1936 году, после небольших корректировок первоначального варианта, монумент в полный рост встал на отведенном ему месте. Однако из-за отсутствия денег изготовлен он был не из бронзы и гранита, а из гораздо более дешевых материалов. Постамент - из кирпича (кое-где его облицевали мрамором, кое-где - заштукатурили), а все фигуры - из папье-маше с гипсом.
ГИБЕЛЬ "ЧЕЛОВЕКА С РУЖЬЕМ"
Солнце, ветер, дожди и снега активно воздействовали на недолговечные материалы. Первыми сдались фигуры по углам - их демонтировали в 60-х. Дольше всех сопротивлялся "человек с ружьем": его сняли в 1989 году:
Когда выяснилось, что никоим образом прежний внешний вид фигуре из папье-маше не вернуть, решили отлить ее из бронзы. Сняли слепок и заказали предварительный макет кому-то из тульских скульпторов. Изготовленный в натуральную величину макет был перевезен в пустующий тогда храм Вознесения (в Заречье) и единодушно принят худсоветом!
Никого не смутила сумма, в которую сомнительной художественной ценности памятник должен был обойтись - более 300 000 рублей!!! На эти огромные по тем временам деньги вполне можно было отреставрировать с десяток более ценных объектов!
Отливку красноармейца заказали на Мытищинском заводе художественного литья, а изготовление постамента, монтаж фигуры и горельефа - на каком-то другом предприятии. Заплатили им требуемую сумму :и тут грянули роковые 90-е. Путч, Беловежский развал страны, изменение курса рубля, вооруженное противостояние у "белого дома": За всеми этими событиями о памятнике забыли. А когда вспомнили (это уже году в 98-м было), "концов" найти не удалось:
Странно? Еще бы! Но, как говаривал шекспировский персонаж, "есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам"...
...Недавно площади вернули ее историческое название - Крестовоздвиженская. Интересно, какой памятник власти сочтут уместным поставить на ней теперь? Поживем - увидим.
ДРУЗЬЯ! Хотите поделиться воспоминаниями о Туле,у вас сохранились фото 60-80-х годов? Присылайте: Тула, пр. Ленина, 116 или на [email protected] . Ведущая рубрики Елена РЯБИКОВА. Ведущая рубрики Елена РЯБИКОВА.
Фото из тульских архивов.