Территорию «Поленово» собираются продать по кусочкам.
Тульская область, Заокский район.
Музей-заповедник Василия Поленова.
Сергей Гусев.
Фото Алексея Зотова.
Земля у Оки, на которой стоит усадьба «Поленово», – не только красивые пейзажи, которые так любят туристы. Это товар, за который можно получать хорошие деньги. Увы, настали времена, когда даже эту заповедную зону приходится защищать.
На этой неделе зам. руководителя по научной работе музея-заповедника Василия Поленова Наталья Грамолина обратилась с письмом на имя губернатора с просьбой разобраться в ситуации, которая складывается в заповедной охранной зоне. Поводом стало объявление в газете «Заокский вестник»: назначены публичные слушания о переводе земель сельхозназначения в категорию земель под дачи.
Заокская земля – кусочек лакомый. А как иначе: великолепная природа, чистейшая экология. И тихой сапой земли из зоны регулирования застройки, которые обрамляют охранную зону «Поленово», несмотря на запреты, отдаются и распродаются уже давно.
– Я дралась, как загнанный зверь, за каждый
кусок земли! – говорит Наталья Грамолина.
– Удалось договориться, что они хотя бы не сделают так, как в коттеджном поселке «Заокские просторы», где стоят бок о бок типовые постройки. Пусть будет хотя бы усадебная застройка, не пресловутые шесть соток, а с территорией в полгектара. Мне клятвенно обещали, что на уже проданных участках не будут ничего достраивать. Не выполняют! И вдруг открываю газету «Заокский вестник» и вижу объявление о передаче огромного количества участков из сельхозземель на другие нужды. И главное, рядом с нашим заповедником! Переводится под дачное строительство весь участок за селом Митино и на границе с селом Страхово.
Это все буферная охранная зона.
Здесь строительство запрещено по закону.
В Страхово уже отдаются участки, которые абсолютно меняют ландшафт села.
Объявления о продаже участков в Заокском районе можно увидеть
на каждом шагу, в том числе и на дорогах поленовского заповедника.
В чем суть спора? Ведь формально территория музея не затронута. Никто дачи бок о бок с аббатством или поленовским домиком не ставит. Но статус музея-усадьбы, не только «Поленово», но и всех других, определяет существенные ограничения на застройку не только на территории заповедника, но и на значительном участке вокруг. Для чего это делается? Чтобы сохранить уникальные места русской природы, которые способствовали когда-то созданию великих произведений. Сохранить для будущих поколений. Памятник – это не только сам музей, это и вид из окна.
Аналогичная ситуация была когда-то в «Ясной Поляне»: рядом тоже пытались нарезать коммерческих делянок. И так по всей России.
За примером далеко ходить не надо. На другом берегу Оки еще при советской власти, несмотря на статус заповедности, открыли карьер. Потом он прекратил свою работу, но с воцарением безвременья шустрые люди опять стали добывать здесь щебень и песок.
В Калуге волевым решением губернатор недавно прекратил это безобразие.
По-прежнему красуется на территории «Поленово» пионерский (теперь загородный) лагерь. Рядом со знаменитой, построенной по проекту Поленова церковью в Бёхово, рядом с деревенским погостом, на котором похоронены и Поленовы. Поставили лагерь еще при старом режиме, а с наступлением перемен все постройки выкупил некий делец, и теперь его с заповедной территории не сдвинешь. Так и стоят частные постройки на государственной земле.
– Антропогенные нагрузки на район увеличиваются, но это никого не волнует, – рассуждает Наталья Николаевна. – Давайте представим, что в каждой из застроившихся у нас семей по 3-4 человека. То есть к уже существующему населению добавятся почти 1500 жителей. Это при нехватке воды, перебоях с энергетикой, отсутствии дорог! Мы и так грязью здесь все заросли. Каждую неделю за москвичами собираем мешки мусора вдоль дорог. У них деньги на загородный дом есть, а на то, чтобы убирать за собой, нет.
Участки в Страхово валом пошли сейчас отдаваться, но там же очистных нет, и все сливается в реку Скнижку. А еще добавьте, что всем, кто заселялся в наш регион, обещали проход к Оке. И он в большинстве случаев оказывается через территорию музея-усадьбы. И вот вся эта армада поперла сюда к нам, снося все, что мешает их движению.
Коттеджи наступают на «Поленово» со всех сторон!
Домик за зеленым забором в заповедных
окрестностях, говорят, принадлежит певцу
Алексею Глызину. Строится он пока без размаха.
Сейчас много говорят об идее создания туристическо-рекреационного кластера Тульской области, в котором важное место отводится и «Поленово». Тем более при его очень удобной расположенности. Поленовский заповедник находится ведь ровно на стыке трех областей – Московской, Тульской и Калужской. До Москвы – сто км. До знаменитой Тарусы в Калужской области вообще рукой подать – она на другом берегу Оки. Была даже идея связать Тарусу и «Поленово» канатной дорогой. Ну какой турист откажется поболтать в воздухе ножками, любуясь окрестными видами? Это тоже выгодно и способно приносить прибыль, но это долгие деньги, в философию временщиков они никак не укладываются.
Удивительно, но в «Поленово» до сих пор нет гостиницы или даже гостевого дома. Хотя были интересные проекты, вписывающиеся в заповедный ландшафт, идеально подходящие для приема туристов – со своими спортивными площадками, конными дворами и т.п. Были да сплыли.
Маленькие гостинички, туристический сервис – это то, в чем «Поленово» нуждается именно сейчас. Тогда в том же «Поленово» можно сделать остановку и съездить, например, вечером в Болотово, попить чай из буквицы. Или прокатиться по канатке в Тарусу. А утром – продолжить путь в сторону «Ясной Поляны».
Пока же ландшафтных пейзажей на подъезде к музею-усадьбе все меньше и меньше, а у туристов все больше возможностей любоваться тем, как мы здорово умеем строить загородные виллы. Дачные поселки в составе туристического кластера – это что-то совсем новенькое. «Я не хочу, чтобы наш район превращался в спальный район Москвы», – говорит Наталья Грамолина.
Наталья Грамолина, “ Надо проявить политическую волю и сказать, что этот район мы объявили рекреацией, наложить вето на застройку охранных зон и перевод земель из одной категории в другую в тех районах, где есть заповедники и усадьбы: «Поленово», «Ясная Поляна», Куликово поле. Это будет прекрасным шагом и для создания туристического кластера на тульской земле. |
600 тыс. руб. –
минимальная цена участка в 10 соток в районе «Поленово».
Без коммуникаций, но так это дело наживное!
«Перед глазами только деньги!»
– В 90-х эту землю давали многим под крестьянско-фермерское хозяйство, – говорит первый зам. главы администрации МО «Заокский район» Елена Рыбакова. – Сейчас землями Страхово спекулируют, переводят под строительство. У нас в районе вообще земель сельхозназначения почти не осталось. Весь берег реки в Ланьшино продан, поля проданы. Район задыхается от мусора и машин. У нас 22 тысячи человек населения, а летом эта цифра возрастает до 150 тысяч. Дороги не справляются, с электричеством, с газом проблемы. И то, что происходит сейчас в «Поленово», – это убийственно. У людей перед глазами только деньги. Хотя законодательно это допустимо. Все зависит от позиции руководителя района. Глава Страховского, Артем Арутюнян, видит, чтобы все кругом было в дачах. |
Бывший глава Заокского района Антон Агеев считает: проблемы с энергетикой не позволяют вести новое строительство: – Сейчас в районе нет возможности на подключение новых абонентов. Инвесторы даже не могут зайти в район: отсутствуют мощности, подстанции перегружены в 1,5-2 раза. А перевод дополнительных 11 га земли под дачи – это еще минимум 500 участков. Без модернизации существующего оборудования подключить их будет нельзя. |
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы