Анне Алексеевне Юрдановой – 85 лет! Она полна оптимизма и позитива. А о тех далеких событиях рассказывает так, будто они случились всего год назад...
Для Анны Юрдановой День Победы – самый любимый праздник.
«Слобода» желает Анне Алексеевне крепкого здоровья, счастья
и оставаться такой же позитивной и молодой душой еще долгие годы!
Лариса Тимофеева.
Фото Светланы Колосковой.
Когда началась вой-на, Ане Мальцевой (это по мужу она Юрданова. – Прим. авт.) было всего 13 лет. Она была младшей из шести детей дружной семьи Мальцевых. Аня только-только закончила пятый класс школы №17, что была на улице Гоголевской.
– Помню, мы в этот день, 22 июня, сдали последний экзамен, – рассказывает Анна Юрданова. – Довольные и очень счастливые, что впереди нас ждет беззаботное лето, пошли с подружками гулять. День был очень яркий, солнечный. Идем мы по улице и вдруг слышим из уличного репродуктора голос Левитана, который объявил, что немцы напали на Советский Союз и что началась война… Я помчалась домой. Все мои домашние уже были в курсе. Мама плакала, началась суета…
А на следующий день объявили воздушную тревогу. Для меня этот день стал самым страшным за все пять лет войны. Помню все мы, дети, высыпали во двор. Задрали головы, рты разинули и стоим смотрим в небо. Немецкие самолеты пролетели так низко, что были различимы черные фашистские кресты. И любопытно было, и страшно до жути… Мы побежали в бомбоубежище – так называли самодельные вырытые канавы. Одного парня из нашей школы, Сашу Тихонова, убило прямо на моих глазах – буквально разрезало пулеметной очередью из самолета...
Сильно ударило в районе улицы Демонстрации, деревянную пожарную часть разнесло в щепки! У нас дома, на ул. Революции, печка разрушилась и все рамы вылетели – мы окна забили ставнями.
1942 год, артель «Объединенный труд» работала в Туле
на ул. Софьи Перовской, 4. Аня Мальцева – в верхнем
ряду крайняя слева.
Чтобы приносить фронту посильную помощь, Аня устроилась ученицей швеи в артель, что была на ул. С. Перовской. Шили белье: одна смена рубашки, другая – кальсоны. Норма – 300 штук в день, а работали подростки по 12 часов.
– Рядом с домом, в школе №37, организовали госпиталь, – вспоминает Анна Алексеевна. – Сюда, чаще всего по ночам, возили тяжелораненых. Было много обожженных танкистов, раненых с оторваными руками и ногами, раненых в челюсть, голову...
Мы уже знали: если слышен шум машины, значит, вскоре постучат к нам в дом
– мол, выходите, раненых привезли. И мы мчались в госпиталь.
Кто постарше, раздевали солдат, мыли их, помогали медсестрам перевязывать, а мы, подростки, бегали по этажам с поручениями, перестилали кровати… Делали все, что нам позволяли в силу возраста.
А однажды мы с сестрой и подругой пошли в сады поискать яблок. Началась стрельба. И прямо на моих глазах одному парню голову снесло... Сестра потом несколько дней не могла есть – настолько сильное впечатление на нее это произвело. Что говорить, насмотрелись мы всяких ужасов...
С питанием в те годы было, конечно, очень тяжело.
– Все магазины в Туле были открыты, брошены, – говорит Анна Алексеевна. – Помню такой случай. В храме Александра Невского в те годы была пекарня. Я, метр с кепкой, пошла в эту пекарню с ребятами «на разведку»… Толкнули дверь – а там несколько мешков с черными сухарями! Я сразу на один мешок села – мой! И только потом подумала – как же я его до дома донесу? Один парень помог мне взвалить мешок на плечи, и я потихонечку пошла… Пройду немножко – привалюсь мешком к стене – отдохну. Дорога шла через частный сектор, а там где лавочка, где завалинка… Так с передышками и добралась до дома. Помню, этот мешок сухарей очень помог нам выжить в те голодные годы.
Анна Алексеевна со своим мужем Николаем Юрдановым.
Тула, 1952 год.
Когда работали в артели в первую смену, нам с Фабрики-кухни привозили обед: кастрюлю с пустыми зелеными щами, по две ложки каши из черной муки, 400 г хлеба… Хлеб в войну был самой ценной едой. Помню, как мечтали: вот кончится война, хлеба наедимся вдоволь! Ну а когда смена выпадала на ночь, нас уже не кормили – приносили что у кого есть из дома. Кто картошки, кто лука, кто лепешку… Ничего, выжили!
В 1944 году из швеи Анна Алексеевна перевелась в учетчицы, так и проработала до 1983 года – до пенсии. После войны она вышла замуж за Николая Юрданова, у них родилась дочка Людмила, потом в семье появился внук Вадим, а сейчас уже и правнучка Алина.