Напомним, на этой неделе в сеть просочилась информация о сокращении в Туле сразу двух трамвайных маршрутов — № 14 и № 3. После публикации в редакцию Myslo поступают многочисленные звонки и жалобы от туляков:
— Похоже, администрация города решила сделать пенсионерам и ветеранам «подарок» к 9 Мая, изменив маршрут трамвая №14. Это едва ли не единственный вид транспорта, который позволял пожилым людям ездить в больницы или перевозить рассаду на дачу. И сегодня он перестал ходить мимо нашей остановки. Теперь, чтобы добраться до ближайшего трамвая, мне придется довольно долго идти пешком. Остальной городской транспорт всегда забит людьми, а ездить в маршрутках сможет далеко не каждый пенсионер, особенно с пакетами в руках. Огромное «спасибо» нашему правительству, — по телефону пожаловалась нам Лариса Николаевна Фалдина, живущая на ул. Тульского рабочего полка.
— Это какой-то кошмар! Сегодня с 7.00 утра не прошло ни одного 14-го трамвая. Позвонила в диспетчерскую: там сказали, что теперь только два вагона ходит, причем из Мясного сразу на Московский. Это как так? Ведь на его маршруте шесть больниц! А сколько пенсионеров и инвалидов живет в Мясново? Им как в город добираться? — возмущалась жительница Привокзального района.
— Мы к вам от имени жителей всего Советского района обращаемся. Помогите нам! Мы живём на улице Тульского рабочего полка, пенсионеры, у нас здесь единственный транспорт — трамвай, а их нету! Что нам делать? Мы уже старенькие, нам тяжело пешком ходить, — плакала в трубку Таисия Борисовна Шумилина.
И это только часть звонков, поступающих к нам в течение дня, не говоря уже о комментариях в соцсетях и под новостями.
Мнения разделились: одни сетуют на то, что трамваи никак нельзя убирать, и возмущаются тому, что всё делается втихую. Другие, наоборот, за, считая, что трамваи — пережиток прошлого.
8 апреля в Myslo обратился Игорь (имя героя изменено. — Прим. автора) — бывший сотрудник «Тулгорэлектротранса». На условиях полной анонимности он рассказал нам о том, что творится за «занавесом» в транспортной компании, владеющей тульскими трамваями и троллейбусами.
Когда 7 апреля корреспонденты Myslo общались с кондуктором трамвая, женщина поведала, что причины сокращения маршрутов — банкротство «Тулгорэлектротранса». Якобы компания имеет долг на кругленькую сумму по электроэнергии. И, видимо, это не просто слухи:
Далее — со слов Игоря.
— На самом деле предприятие действительно на грани банкротства. Считаю, что причиной тому стало второе пришествие Юрия Мазикина в качестве консультанта Геннадия Мельникова. Про Мазикина (бывшего директора предприятия) много писалось в сети. При нем набрали в лизинг новой техники, а расплачиваться нечем. Из достоверных источников (подрядчики, которые работают с «Тулгорэлектротрансом») стало известно, что счета с прошлой недели арестованы…
Скрин с сайта «Мир тульского транспорта».
Что касается зарплаты на «Тулгорэлектротрасе», то она на деле отличается от той, что предлагают в вакансиях компании. Да и сотрудников с этой недели начали массово отправлять «в резерв»:
— Зарплата на самом деле низкая, но водители никогда не получали 8000 рублей. В среднем зарплата водителя трамвая — 15-20 тысяч, если работать свой график (без подработки). Зарплата кондуктора может быть 8000 и зависит от выручки. Пока всех «подчистую» не увольняют — ждут, пока люди начнут увольняться сами. В зоне риска пенсионеры: водители трамваем могут выходить на пенсию в 50 лет после 15 лет работы. На данный момент 21 водитель сидит в резерве за 30 рублей в час. Слесарей действительно тоже сокращают. При этом людей увольняют за малейшую провинность. Кондуктор не досчитался 5 рублей — уволить. Водитель трамвая, работая и за водителя, и за кондуктора, отказалась во время движения по маршруту дать пересчитать кассу — уволили.
Одной из причин сокращения трамвайных маршрутов была названа нерентабельность городского транспорта. В частности, винили УЭК: мол, пенсионеры их себе оформили, по ним проезд 15 рублей, в то время как на деле его себестоимость выше на 10-15 рублей.
— По информации службы сбора и выручки предприятия, трамвайные маршруты №3 и №14 якобы нерентабельны. Но городской транспорт во всём мире дотируется из казны городов, и нигде он нерентабелен. На данный момент оставили две «тройки» и два «четырнадцатых» трамвая на маршруте.
Долги предприятия за свет — не шутки. В администрации подумали решить проблему интересным способом: отсоединением от МКП «Тулгорэлектротранс» энергослужбы предприятия (с 21 тяговой подстанцией) и присоединением транспортной компании в «Тулагорсвет»:
— Этот вопрос должен был решаться 7 апреля. В энергослужбу «Тулгорэлектротранса» входят кабельная служба, контактная сеть со всеми опорами, 21 тяговая подстанция, диспетчерская служба управления электрической сетью транспорта, электроизмерительная лаборатория
Накануне в соцсетях появилась информация о том, что вслед за трамваями с тульских улиц могут исчезнуть и троллейбусы. И, видимо, это вполне возможно:
– Вопрос передачи энергослужбы (энергохозяйства) в Тулагорсвет практически решенный, — рассказал нам Игорь. — Троллейбусы тоже ждёт оптимизация в ближайшее время с сокращением подвижного состава и маршрутов. А еще хотят убрать все трамваи марки Т-3 (старые чешские) и порезать на металлолом. То же самое и с троллейбусами — резать!
После публикации в Myslo и волны негодования от туляков, 8 апреля на маршрут №3 выпустили больше подвижных составов — об этом нам сообщили сами туляки. Также в среду, 8 апреля, официальный комментарий по сложившейся ситуации тульским журналистам даст Валерий Симакович — директор МКП «Тулгорэлектротранс».