- Игорь Евгеньевич, что для Вас юбилей: время подвести некоторые итоги или просто очередная дата? Какие мысли о профессии и бизнесе Вас посещают в это время? В чем причина вашего успеха?
- Юбилей – скорее просто дата - важнее не цифры прожитых лет (круглые или нет), а работа и её результаты. Для меня ценно то, что мы на сегодняшний день формируем рынок стоматологии в регионе, что мы являемся ориентиром и флагманом. И даже в Москве стоматологий с оснащением, подобном нашему, сосчитать по пальцам, это единичные варианты. По поводу успеха: сеть моих клиник – стечение многих обстоятельств, главным из которых является труд. Но и удача, конечно, важна.
- Почему Вы выбрали профессию стоматолога?
- Выбор профессии был сделан спонтанно, это, как и многое в моей жизни, – случайность, которая вовсе не случайна. Мой бизнес и моя профессия – это одновременно и счастливая звезда, и мой крест. Я трудоголик настолько, что мне сложно даже иметь хобби - на него нужно свободное время. Я поглощён работой на 100%, и я абсолютный авантюрист. Авантюристы двигают нашу жизнь вперед, авантюристы формируют прогрессивные явления в жизни. Я амбициозный человек, всегда стремился добиться успеха, стать профессионалом, хотел научиться работать лучше всех. И своему сыну, который тоже стал стоматологом, я говорю: главное – стать специалистом, состояться профессионально, знать мельчайшие нюансы и детали своей профессии.
- Стоматология у многих с детства ассоциируется с некоторыми дискомфортными ощущениями. Меняется ли отношение людей к здоровью с изменением технологий?
- Как правило, люди и теперь приходят к стоматологу, когда боль становится невозможно терпеть. Нужно понять, что самое ценное – это время, которое мы проводим на земле -то есть наша жизнь. Быть больным некомфортно, но все же мы иногда болеем, и нам приходится лечиться. Формирование иммунитета начинается с желудочно-кишечного тракта - то есть от того, как мы пережевываем и перевариваем пищу, зависит состояние всего организма. Во многом наше здоровье начинается со здоровья наших зубов.Недолеченный зуб – это хронический очаг инфекции. При нерешенных или нерешаемых проблемах с зубами начинается разбалансировка иммунитета. Глаза отвечают за зрение, уши – за слух, а зубы – за здоровье в целом! Потому зубы (значит и здоровье) нужно поддерживать в порядке.
Везде в мире основным направлением медицины является не лечение, а профилактика.
Многие это знают, но многие ли занимаются профилактикой? Посещение стоматолога раз в 6 месяцев должно стать привычкой – причем посещение не для бесед по душам и питья кофе, а именно для проведения профессиональных манипуляций, связанных с оздоровлением. Я сравню это с разницей между простым умыванием и баней. Профилактика – это баня, это качественное глубокое очищение. Профилактика снижает вероятность возникновения проблем с зубами как минимум на 30-50%. Если мы регулярно проводим техобслуживание автомобиля, то можем говорить, что теоретически нет оснований, что в нём может что-то сломаться. Так и с зубами, да и со всем организмом. Добиться удаления микробной флоры, которая разрушает зубы, с помощью ежедневной чистки невозможно. Я официально заявляю – чистить зубы каждый день недостаточно. Кстати, налёт на зубах может быть и невидимым. Налёт не виден – а кариес есть. В итоге более половины жителей России – без зубов. Что это значит – плохие врачи? Нет. Устаревшие методы лечения и почти полное отсутствие профилактики. Мы же применяем новые методы и используем инновационные технологии.
- В чем суть этих методов и что Вы подразумеваете, когда говорите об инновациях в стоматологии?
- Главная задача стоматолога – узнать, что вызывает боль, и помочь её устранить. Для этого раньше мы все работали практически «вслепую» - осмотр – зондирование – рентген. Теперь есть технологии, позволяющие увидеть зуб не с одной стороны, как на рентгеновском снимке, а со всех сторон. Результат – правильная постановка диагноза с точностью до 99% – в то время как традиционные панорамные и прицельные снимки дают лишь до 30% нужной информации для постановки точного диагноза.
Обычный врач, который работает так, как его учили в институте лет 10 назад, 3D-снимок не сможет даже прочитать.
Здесь нужно не только иметь иной уровень подготовки, но принципиально иное мышление - и мы работаем по другим, непривычным для большинства стандартам. Я, кстати, приглашал на бесплатное обучение работе с нашим оборудованием специалистов из других клиник, не поверите – никто не отреагировал.
На 3D-снимках мы можем увидеть все каналы, узнать их количество, определить их форму и разветвленность, то есть посмотреть анатомию зуба. По лучевой нагрузке снимок 3D-формата аналогичен панорамному. Я провел эксперимент с участием десяти опытных специалистов – просил их по панорамному снимку поставить диагноз – ни один не попал точно, а по 3D-снимку все поставили правильный диагноз. 3D-томография – это диагностика XXI века! По мнению ряда ученых, это самое большое изобретение в стоматологии за последние 20 лет.
- Рынок стоматологических услуг становится более насыщенным. С чем это связано – постоянный спрос, невысокий порог вхождения, относительно быстрая окупаемость? Как Вы относитесь к конкуренции?
- Конкуренция действительно большая. О невысоком пороге вхождения здесь не приходится говорить – если делать все качественно, то это затраты гораздо большие, чем многие изначально предполагают. Спрос – да, он постоянный. Про ценообразование хочется сказать следующее: когда пациент выбирает клинику исходя из цены обслуживания, то он должен понимать, что он получит за эти деньги, и какие технологии будут использоваться для его лечения.
Для сравнения: и "Жигули", и "Мерседес" являются автомобилями, но сильно отличаются друг от друга как по цене, так и по качеству.
В стоматологии аналогично – нельзя получить высококачественный продукт за небольшие деньги.
У нас четкое позиционирование – мы не заигрываем с пациентами с помощью фраз и красивых слов – у нас все по делу. Я не стою в одном ряду с теми, кто кричит об инновациях, ничего о них не зная и ничем не подкрепляя свои заявления.Что такое инновация? Это внедренное новшество. Мы внедрили целый ряд новшеств, которые дают качественно новый продукт.
- Что для Вас значат Ваши клиники – это всё-таки в первую очередь бизнес?
- Открыть клинику стоматологии, на первый взгляд, несложно – нужно помещение, несколько кресел, пара хороших врачей. Но это совершенно не мой вариант, я подхожу к бизнесу во многом не как к бизнесу. Моя работа связана со здоровьем людей – это громадная ответственность и лично я не могу позволить себе делать что-то на среднем уровне. Сам себе задаю высокую планку, у меня с самим собой строгие счёты.
Я должен жить и иметь спокойную совесть, должен встречать своих пациентов, которые будут удовлетворены результатом лечения и, как следствие, будут всегда здоровы.
Для этого я работаю, для этого развиваюсь, привожу оборудование высокого класса, внедряю новые технологии.
- Как Вы оцениваете себя как руководителя?
- Я жёсткий руководитель, поэтому у нас правила жёсткие, но разумные и их нельзя нарушать. Никаких опозданий на работу, чёткое выполнение инструкции и, самое главное, отношение к здоровью пациентов как к своему собственному. Мы внедрили систему стандартов, по которой оцениваем работу каждого специалиста. Если выявляем в работе даже мельчайшие недостатки, то специалист сразу направляется на обучение с последующим контролем.
Я требую чёткого исполнения своих решений. Последнее слово оставляю за собой. Сам работаю в жёстком режиме – и даже на отдыхе думаю о работе.
Все мои усилия направлены на то, чтобы наши пациенты были здоровы и довольны – и у нас есть отличные результаты, которые в 2013 году получили весомое подтверждение. Центр стоматологии инновационных технологий занял 15-е место в рейтинге «Топ-100 лучших стоматологий страны» по версии стоматологического портала Startsmile и получил премию «Тульский бизнес» в номинации «Медицинские услуги года». Это престижно и почётно для нас, это доказательство того, что мы предоставляем услуги высокого класса и занимаем передовые позиции на рынке стоматологических услуг.