Великая Коко Шанель говорила, что глупо слепо следовать моде, нужно создавать свой стиль. И те, кто имел свой стиль, используя модные тенденции, всегда выглядели элегантно.
В 1950 — 1960-е годы трудно было купить в магазине какую-то готовую вещь. Но мы не унывали. Все женщины в стране были рукодельными, все шили. У нас в бараке тоже были свои портнихи. Тётя Маруся Федотова обшивала всех своих пятерых детей: старшую дочь Аллочку, старшего сына Шурочку и далее Тонечку, Ниночку, Толечку. Вдова воспитывала детей одна и только так уменьшительно-ласкательно их называла. У неё на шее почти всегда висел портняжный сантиметр. Дети всегда были скромно, но красиво одеты.
Тоня Федотова бывшая жительница нашего барака с прической «бабетта».
Моей старшей сестре Любе отец купил подольскую ручную швейную машинку. Помогал купить хороший товар его знакомый Никонов, который сказал: «Это хорошая машинка, я и ремень на ней прошивал. Всё отлично». Люба поступила на платные полугодовые курсы кройки и шитья, которые были организованы во Дворце шахтёров города Сталиногорска, где мы жили. Эти курсы посещали многие женщины города. Она прекрасно научилась шить. Ровная строчка, красивая отделка, безукоризненный крой и пошив — из -под её рук выходило готовое изделие высшего класса. Благодаря её мастерству я всегда была модно одета. Индпошив — это великое дело. Люба шила на всю нашу семью.
Платья из ситца и бязи, 1962 г.
Как-то я прочитала такое определение: «Человек хорошо одет тогда, когда на его одежду не обращаешь внимания».
Тканей в магазине было много: различная расцветка, фактура, ширина; ткани шёлковые, штапельные, ситцевые, шерстяные — выбирай на любой вкус. Потом ткани стали продавать в рассрочку — стало легче их приобретать.
В киосках «Союзпечать» продавалось множество журналов мод. Люба их покупала, а также выписывала журналы «Книга — почтой». Такие журналы выпускал ГУМ (Государственный универсальный магазин), и все модели были с чертежами кроя. А в журналах «Работница» и «Крестьянка» чертежи печатались в натуральную величину. Это очень облегчало работу любой портнихи. Наша учительница немецкого языка Валентина Николаевна Маркачёва подарила мне целую кипу журналов «Frau von heute» («Женщина сегодня»), и Люба по моделям, которые там помещались и тоже с чертежами кроя в натуральную величину, сшила мне очень красивую пижаму и повседневное летнее платье.
Была в нашем бараке ещё одна портниха — тётя Валя Крылова. Она специализиролась по пошиву верхней одежды. Прекрасная была портниха! Мне она сшила на заказ осеннее пальто. Оно было бежевым в среднюю клеточку. Тётя Валя сама придумала к пальто фигурные накладные карманы. Эти карманы и обшлага рукавов она отделала темнее по цвету пуговицами, чем те, на которые застёгивалось пальто, и значительно меньшими по размеру. Мы ей были очень благодарны за такое красивое пальто.
Многие женщины, в том числе и у нас в бараке, вязали. Из простых белых ниток из-под крючка мастериц выходили разные узоры. Салфетки на полочки, подзоры к кроватям украшали все комнаты. Многие вышивали гладью и крестиком. Покупали нелиняющие нитки мулине и вышивали скатерти, дорожки на спинки диванов, думки (маленькие подушечки). Эти изделия были очень красивы.
Некоторые хозяйки застилали кровати модными в ту пору каньёвыми одеялами, которые были голубого, розового и белого цветов. От всего этого убранства комната становилась ещё красивее и уютнее.
В моду вошли ситцевые цветастые юбки, и девушки себе их шили. Летние широкие юбки с новыми модными рисунками и красивыми орнаментами выглядели замечательно. Под юбку надевали нижнюю юбку, которую сильно крахмалили, и цветная юбочка стояла колоколом. А блузки были белыми с короткими, три четветри или длинными рукавами. Такой ансамбль выглядел очень красиво.
Тут же вошли в моду юбки «бочонком». По линии талии спереди и сзади закладывались мягкие складки, а сама юбка была прямая. Великолепный вид!
Платье из штапеля, сшитое своими руками. 1962 г.
Широкими шили и летние платья из вошедших в моду штапельных или других тканей с различными декоративными рисунками. Штапельная ткань была мягкой, лёгкой, удобной и доступной по цене. Штапель очень полюбился советским женщинам и долго не выходил из моды. Правда, штапельная ткань сильно садилась при стирке. В наших газетах по этому поводу даже появились карикатуры: на одной из них — платье только что от портного — отлично выглядит, а на другой — героиня просто попала под дождь, платье намокло и село, стало коротким, узким, некрасивым, и под рисунком — выразительная подпись: «Штапель и несколько капель». Но женщины и здесь нашли выход из положения. Перед пошивом штапельную ткань замачивали в тазике с водой, ткань садилась, и после её сушки можно было смело шить платье.
Бабетта, бабетта, бабетта! Мои однокурсницы из городов Тула, Белёв, Узловая, Новомосковск, Донской.
А какие причёски были в моде в то время? На экраны нашей страны вышли французские фильмы «Бабетта» и «Бабетта идёт на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Причёска этой героини понравилась девушкам Советского Союза, и они захотели сделать такую же причёску себе. Она была высокая благодаря начёсу, а с боков и сзади волосы убирались и закреплялись на затылке шпильками.Такая причёска украшала девушек, и «бабетта» держалась в моде долгие годы.
Обувь имеет немаловажное значение в моде. Та же Шанель сказала: «Если женщина хорошо обута, значит, она хорошо одета».
Туфли —лодочки красиво сидят на женских ножках.
С начала 1950-х и далее в 1960-х- 1970-х годах девушки с удовольствием носили туфли-лодочки, которые красиво сидели на женских ножках. Даже в одной из песен были такие слова: «У московской аэлиты туфли-лодочки в пыли». А потом появились туфли на шпильках, на тонком высоком каблуке, и девушки легко ходили на них.
В эти же годы в моду вошли русские сапожки. В пору Ивана Грозного сапожки носили мужчины. Нам учительница в школе рассказывала, что каблуки были такие высокие, что между каблуком и подошвой проходило куриное яйцо.
Через несколько столетий сапожки уже украшали ножки слабого пола. Сначала сапожки были высотой до половины голени и разнообразием цветов не отличались: чёрные, коричневые и серые. Но выглядели изящно.
А потом… Высотой до колен и даже выше, узкие, свободные, обтягивающие ногу, сапоги-чулки и так далее и так далее. И целая гамма цветов. Но это были уже не русские сапожки. В итоге сапожки стали неотъемлемой частью женского туалета.
Мода отражает привычки, вкусы, каждого времени. Мода — это самовыражение. Вот такая была мода тех далёких лет, и молодёжь следовала ей. В хорошей известной песне есть такой оптимистичный диалог:
-Что же из этого следует?
-Следует жить! Шить сарафаны и летние платья
из ситца.
-Вы полагаете, всё это будет носиться?
-Я полагаю, что всё это следует шить!
Моду игнорировать невозможно.
Полина Козлова, Тульская область.