1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Народный журналист
  5. Враг отброшен от ворот: судьбы людей в Героической обороне Тулы - Блог «Народный журналист» - MySlo.ru
Враг отброшен от ворот: судьбы людей в Героической обороне Тулы

Враг отброшен от ворот: судьбы людей в Героической обороне Тулы

5 декабря 1941 года завершилась Героическая оборона Тулы. Начавшаяся 24 октября, Тульская оборонительная операция, являлась частью битвы под Москвой 1941-1942 годов. Она лишила германские войска инициативы, и создала условия для дальнейшего советского контрнаступления.

История страны складывается из множества судеб простых людей. Об этом и предлагаю поговорить в ознаменовании 83-й годовщины разгрома немецких войск в битве за Тулу.

Первая атака на Тулу была совершена в августе 1941 года. Люфтваффе (военная авиация Третьего рейха) провела бомбардировку города, главными целями были Курский (сейчас Московский) вокзал и оборонные заводы. Но, благодаря грамотным действиям наших сил ПВО, все эти объекты уцелели.

Тула в 1941-м: враг у ворот

В октябре 1941 года линия фронта прошла по южной границе Тулы. На город наступали 2-я танковая группа, под командованием генерал-полковника Гейнца Гудериана, и 2-я полевая армия (командующий — генерал-полковник  Максимилиан фон Вейхс). Оба эти соединения входили в группу армий «Центр», рвавшуюся к Москве. Танкисты вермахта чувствовали себя настолько уверенно, что сидели на броне своих машин. А сами танки шли с открытыми люками.

Тула казалась им малозащищённым городом. Здесь — оружейные заводы и военные склады.

Тула — ворота к Москве

Война накрыла город с такой силой, что до театра боевых действий можно было не только доехать на трамвае, но и пересечь линию фронта на нём же (тогда была ветка от современного стадиона «Арсенал» до Косой Горы). Впрочем, на том момент, фактически все трамвайные вагоны Тулы были мобилизованы. 

Практически все автомобили и гужевой транспорт были также переданы военным. А трамвайные вагоны были переоборудованы для нужд прифронтового города. На них доставляли раненых в госпиталя, перевозили продовольствие, доставляли муку и зерно в пекарни, уголь на заводы, в котельные и бани.

Один трамвайный вагон стал даже настоящим бронепоездом — был обшит сталью. На нём подвозились боеприпасы к передней линии обороны Тулы, там, где сегодня находится площадь Победы. Сам «боевой трамвай», после окончания войны, был снова переделан в гражданский вагон. Сейчас он стоит на постаменте у входа в депо «Криволучье». Всего этот трамвай проработал в Туле с 1930 по 1969 годы и, несмотря ни на что, до сих пор находится на ходу.

Было запрещено оставлять на ночь вагоны в депо — в случае бомбёжки Тулы враг мог уничтожить все трамваи разом. Вагоны рассредоточивались по городу, причём вагоновожатый и кондуктор не имели право покидать трамвай ни при каких обстоятельствах, кроме начала бомбардировки.

Один из вагонов, опрокинувшийся на ул. Коммунаров (сейчас — пр-т Ленина), стал основой для баррикады.

2-я танковая группа, к тому времени, уже заняла Орёл (3 октября) и Мценск (11 октября).

Но — практически не знавший до этого поражений Гудериан — об Тулу «сломал себе зубы»

Гудериан, на вторую неделю, после вторжения в СССР, сделал, следующую запись в своём дневнике: «Наша разведка ошиблась: русские готовились к войне. Они целенаправленно испортили все свои дороги». 

Домаршировав до Тулы, он уже смог понять, что русские дороги не испорчены специально и привыкнуть к ним. Но тут его ожидала новая неожиданность. Кроме героизма оборонявших город бойцов Красной Армии, соединений НКВД и ополченцев, здесь Гудериана встретил и «Генерал Мороз». В дни Тульской оборонительной операции столбики термометров фиксировали вплоть до -42°С.

К таким холодам не были готовы ни немецкие солдаты, ни их техника. Военные трясло от холода, а в танках Гудериана элементарно замерзал бензин. Поэтому, картины, когда под немецкими танками разводили костры, были обычными тогда в окрестностях Тулы. 

Теперь же Гудериан записал в своём дневнике, что попытка «сходу» взять Тулу окончилась провалом, столкнувшись с «сильной противотанковой и противовоздушной обороной». При этом, по его словам, вермахт «понёс у Тулы значительные потери в технике, рядовом и офицерском составе».

Эхо 1941 года в современной Туле 

Современна Тула, микрорайон Скуратово-Южный. Сегодня — часть Центрального округа города. В 1941 году — это была часть Косогорского района Тульской области. Германскими частями уже были взяты, к тому времени, Ясная Поляна и Косая Гора.

И вот, «немец припожаловал» и сюда

Кирпичная пятиэтажка, на первом этаже которой сегодня находится почтовое отделение. В 1941 году здесь стоял Дом пионеров. В его здании немцы разместили свою оккупационную администрацию. На фронтоне был вывешен огромный плакат с изображением свастики и перечнем требований к местным жителями. Всем евреям было приказано зарегистрироваться, партизанам – сдаться, людям, укрывающим партизан – выдать их. Всё требовали исполнить в течении 24 часов, в случае неповиновения – расстрел.

Недалеко от Дома пионеров находился дом внука местного лесника, Павла Григорьевича. Дом этот, собственно, существует и до сих пор. В июле 1941-го, Павел Тихонович ушёл на фронт. Когда его эшелон проходил через Курский (сейчас Московский) вокзал Тулы, всем солдатам, кто жил в нашем городе или его окрестностях, разрешили пойти в отпуск на одни сутки.

Павел Григорьевич приехал в свой дом и просто свалился на кровать, не говоря ни слова. Его жена хлопотала по хозяйству, рассказывая о трудностях — корова заболела, хлеба всё меньше и меньше. Павел Григорьевич лежал молча и ничего не слышал. Он уже успел побывать на передовой и поучаствовать в боях. Через час он встал и произнёс: «По радио говорят и в газетах пишут, что война быстро закончится. Не верь этому. Война будет очень тяжёлой и продлится не один год. Возможно, враг придёт и сюда. Готовьтесь к этому».

На следующий день Павел Григорьевич отбыл на Курский вокзал и снова отправился на фронт

И вот, в ноябре 1941-го, враг пришёл и сюда. Когда-то в этом доме бывал Лев Толстой. Теперь стены дома увидели немецких солдат.

Всё семейство Павла Григорьевича ушло в соседнюю деревню Фалдино. На хозяйстве остался его 14-летний сын, Анатолий.

В дом вошёл немецкий офицер в чёрной форме и с эмблемой «Мёртвая голова» — череп и кости* — на фуражке. На ломанном русском он потребовал воды, показывая при этом на свой автомат. Взял корец и, опять же показывая на автомат, потребовал, что бы Анатолий отпил из него первым. Затем подошли другие немцы.

Все вместе они пошли ворошить хозяйство — бесцеремонно забрали кур, корову и сотки с мёдом. После этого, пальнув из автоматов в воздух, удалились в своё расположение.

Менее чем в километре, располагалась деревня Овсянниково. Сегодня, на бывших пахотных полях, её колхоза «Восьмое Марта», раскинулся микрорайон многоэтажек.

Расквартировавшиеся по овсянниковским избам немецкие военные, вели себя нагло и бесцеремонно.  Отбирали у местных жителей как продуктовые запасы, так и готовую еду, забирали домашний скот.

Битва за Тулу

Битва за Тулу начала переходить в стадию контрнаступления. Город обороняли части 50-й армии, (сначала под командованием генерал-лейтенанта Аркадия Ермакова, а затем — генерал-лейтенанта Ивана Болдина), 156-й полк НКВД, истребительные батальоны из рабочих и служащих, 732-й зенитно-артиллерийский полк. В город перебросили 34-й пограничный полк, который охранял тылы Брянского фронта и свежие дивизии из Сибири (Дальневосточный фронт).

В начале октября в Тулу с фронта в поврежденном состоянии прибыл бронепоезд №16. За десять дней в паровозном депо его отремонтировали и выпустили на передовую.

23 октября был создан Тульский Рабочий полк из истребительных батальонов и отрядов народного ополчения. Свой первый бой он принял 30 октября, в половину восьмого утра, обороняя Рогожинский посёлок. Около 40 немецких танков при поддержке автоматчиков начали наступление в районе кирпичного завода, расположенного южнее посёлка. Бой продолжался более четырёх часов. Части вермахта, в ходе нескольких атак, так и не смогли преодолеть противотанковый ров. Затем Тульский рабочий полк преградил путь немецким частям путь на Красный Перекоп. Во второй половине дня, спасая раненых боевых товарищей, погиб комиссар полка Григорий Агеев. Попытки немецких частей взять Красный Перекоп окончились неудачей.

Тульский рабочий полк участвовал в боях до самого конца обороны города. Затем он влился в регулярную Красную Армию под номером 766

Ни смотря на все трудности, туляки, среди которых было много несовершеннолетних, продолжали работу на оборонных заводах, поставляя новое вооружение в Красную Армию.

В начале декабря началось стремительного контрнаступление со стороны Тулы. Хвалёные танкисты Гудериана, которые наступали на город с открытыми люками, теперь стремительно бежали. Гитлер приказывал Гудериану держаться до последнего. Но генерал не послушал своего вождя и стал уводить остатки армии из-под Тулы. Впоследствии за это Гитлер отстранил Гудериана от командования танковой армией.

Генерал Третьего рейха Хайнц Гудериан, прошедший со своей танковой армией практически всю Европу и не знавший поражений, но мощно разгромленный в Советском Союзе, после войны написал книгу «Советы для тех, кто хочет воевать с СССР/Россией».

В ней он проанализировал военные компании Карла IX, Наполеона и Гитлера и резюмировал, что главный совет, для тех, кто хочет воевать с Россией — НЕ воевать с Россией, потому что нашу страну невозможно победить

Немецкие танки путались в дебрях Козловой и Малиновой засек.  Они вязли в сугробах, в них замерзал бензин. Немецкие солдаты и офицеры, бросая оружие, скидывая форму, бежали, ориентируясь по просеке ЛЭП.

Тут, кстати они бросали не только стрелковое оружие. В Медведевом овраге, в Козловой засеке, был брошен даже танк. Сегодня он представляет собой бесформенную груду металла, лежащую на две оврага.

Напоследок, отступая, немецкие вояки хотели сжечь деревню Овсяннниково. Ночью, в одну из изб, постучал германский солдат. На достаточно хорошем русском он сказал жившим там людям, следующее: «Я чех, я тоже славянин. Воюю по призыву. Вашу деревню хотят спалить. Придёт офицер, будет просить спички. Не давайте!». Вскоре пришёл и его командир. На требование дать ему спичек, он получил резкий отказ. Офицер засуетился, вблизи уже были слышны разрывы снарядов советской артиллерии. Немец резко развернулся и побежал к своим стремительно отступающим бойцам.

Декабрь 1941-го: начало освобождения

В Овсянниково вошла Красная Армии. Советских воинов принимали с радостью и теплом, снабжали продовольствием, приглашали в дома поесть и согреться или просто помыться в бане. Красноармейцы тоже делились своим, даже последним, провиантом.  А детям раздавали, такие редкие в те времена, шоколадные плитки.

К одному из советских офицеров, подошёл житель Овсянникова, Пармен Дмитриевич. Ему тогда было уже глубоко за семьдесят. В молодости он воевал в кавалерии на I Мировой, где был награждён двумя Георгиевскими крестами. Сейчас же его отказывались мобилизовать на фронт по возрасту.

«Ребятушки, возьмите меня с собой на войну. Я сражался раньше, я знаю, что и как», — произнёс Пармен Дмитриевич. Красноармеец посмотрел ему в глаза и ответил: «Отец, ты сейчас здесь нужен. Посмотри — в деревне мужиков нет, как хозяйство поднимать. Ты сейчас здесь нужнее. Ты своё отвоевал. Теперь мы за тебя повоюем. И мы обязательно победим — я тебе обещаю».

Красная Армия развернула здесь и линию поддержки контрнаступления. В Козловой засеке до сих сохранились танковые ямы – углубления в земле, где располагаясь советские танки, работавшие по врагу в качестве артиллерии.

А рядом с Домом пионеров, с которого были сброшены немецкие плакаты и флаги со свастиками, разместилась дальнобойная зенитка.

Никто не забыт, и ничто не забыто

В находящийся рядом свой дом, Павел Григорьевич, уже больше никогда не вернулся. В 1943 году его родные получили извещение, о том, что он пропал без вести. Позже было установлено, что он погиб в боях на границе Воронежской области и Украинской ССР и похоронен там в братской могиле.

Один из тульских военных госпиталей располагался на улице Менделеевской, в здании 1-го корпуса Педагогического института, сейчас — университета. В свои студенческие годы в стенах этого вуза, поднимаясь по чугунным лестницам, мы не могли понять назначение металлических шариков на перилах. Один из преподавателей рассказал тогда, что когда здесь размещался госпиталь, эти шарики помогали раненым подниматься по лестнице — служили точкой опоры. И, будучи студентом, и проходя по извилистым коридорам и лестницам с узорчатыми ступенями, я часто задумывался, о том, что здесь происходило в те времена, сколько повидали тогда эти стены.

Вечные Слава и Память нашим Героическим воинам! 

Написано на основании рассказов очевидцев и исторических исследований

_____

* Кокарду в виде черепа и костей, помимо войск СС, носили и военнослужащие-танкисты вермахта. В связи тем, что многие принимали, из-за этого, немецких танкистов за эсэсовцев, некоторыми исследователями были сделаны ошибочные выводы, что на Тулу наступали и войска СС.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

7 декабря, в 16:49 +6

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Две пенсионерки вышли победителями из боя с оконными мошенниками, но удастся ли это другим?
Две пенсионерки вышли победителями из боя с оконными мошенниками, но удастся ли это другим?
Какой будет зима в Туле: кот-блогер Колян сделал свой метеопрогноз
Какой будет зима в Туле: кот-блогер Колян сделал свой метеопрогноз

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.