Каждый из нас имеет разные представления о школе в определённые периоды жизни. Передо мной, как человеком, окончившим её всего год назад, возникает следующая картина: раннее утро, звук надоедливого будильника, свет фонарей за окном. Начинаются быстрые сборы. Главное – не забыть дома голову!
Однако самые важные воспоминания связаны с людьми. Авторитетом для меня стала учительница русского языка и литературы Душка Галина Ивановна. Сейчас она преподаёт в гимназии №1 города Тулы. Безусловно, Галина Ивановна - профессионал, полностью посвящающий себя любимому делу. При этом она неравнодушна к ученикам, стремиться быть им духовным наставником. Никто лучше не расскажет о Галине Ивановне, чем она сама.
Представляю вашему вниманию интервью:
– С чего всё началось?
- Я всегда знала, что буду учителем. С профессией определилась ещё в детстве, любила играть в школу. Подпоясывала мамину юбку, надевала каблуки, сажала кукол и писала мелом на двери. Любовь к русскому языку и литературе «прорвалась» в 7 классе благодаря опытному педагогу. Она перевернула всё во мне. Я завела читательский дневник, учила цитаты наизусть из прочитанных книг. После уроков или в выходные посещала библиотеки, где изучала литературоведческие материалы.
– Каких принципов Вы придерживаетесь в работе?
- Перед учителем стоит три задачи:
Основная – дать знания, заинтересовать ученика.
Вторая – воспитать. Литература – это искусство слова. Словом можно убить, но можно и излечить. Вот надо, чтобы оно лечило наших детей.
Третья – стать наставником. Учитель должен быть духовно близок ученикам, иначе не будет творческого союза.
– Что раздражает в профессии, а без чего Вы не представляете свою жизнь?
- Профессия учителя - творческая работа, в этом её главный плюс. Она побуждает идти в ногу со временем. Ещё это развитие театральных способностей. Ты должен хорошо сыграть роль, чтобы зритель ушёл удовлетворённым (смеётся). Тут и жесты, и мимика, и интонации голоса. Нравится в профессии необходимость постоянного совершенствования как специалиста, как личности.
Не нравится работа с документами. Планы, отчёты отвлекают от основной деятельности.
– Вы преподаёте уже 30 лет. Дети раньше были умнее?
- Нет. Дети они есть дети. Любознательные, шаловливые, умные, «умки», как я их называю. Единственное, что ещё лет 15 назад больше дружили именно с книгой. Развивались навыки информационной переработки текста и составления своего текста на основе прочитанных. Сейчас ребята хотят быстро получить информацию в интернете. Вместе с тем они могут составить квест, создать игру, смонтировать фильм. У детей есть чему поучиться, иногда я сама с ними консультируюсь. У каждого времени свои герои.
– Кем стали Ваши ученики?
- Я, как человек творческий, радуюсь, когда выпускники достигают больших успехов в изучении гуманитарных наук, но мне не так важна их профессия. Мои выпускники - педагоги, журналисты, однако есть среди них и врачи, которые пишут стихи, публикуют свои книги. Я счастлива, когда мои ученики проносят любовь к творчеству через всю жизнь.
– Тяжело расставаться с учениками?
- Да. Много вкладываешь в них, они становятся родными и близкими. За годы обучения пропускаешь через себя их боль и радость. В сердце остаются навсегда ВСЕ.
– Что делать родителям с детьми, которые не хотят учиться?
- Интерес к учёбе формируется в детстве. Не нужно «отмахиваться» от ребёнка, когда он 150 раз задаёт вопрос «почему?». Надо набраться терпения и давать необходимые ему ответы на все интересующие его вопросы. Самое страшное, когда родители и дети увлечены больше телефонами, чем беседами друг с другом. Детей нужно научиться слышать, и тогда ребёнок будет слышать родителей.
– А что делать в такой ситуации с детьми из старших классов школы?
- Нельзя сразу ставить какие-то условия. Услышьте ребёнка, его ответ на вопрос, почему он не хочет учиться. Я считаю, многие проблемы можно решить сообща. Родителям стоит проявлять мудрость и дипломатию, чтобы не навредить своему чаду.
– Талант или труд?
- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Безусловно, талант – это счастье. Однако талантливый лодырь может всё в жизни растерять. Одарённые ученики, не прилагая усилий, начинают проигрывать трудолюбивым. Важна золотая середина, стремление ученика совершенствоваться, как и важна каждодневная работа над собой.
– Русский язык или литература?
- Дилемма. Стыдно быть русским человеком, совсем не знающим правил родного языка, не умеющим на нём точно и красиво выражаться. Без литературы невозможно познавать себя и окружающий мир. Она многогранна, помогает человеку развивать в нём человеческое. Литература – это учебник жизни. Оба предмета важны в совокупности.
– Любимый литературный герой?
- Татьяна Ларина, «милая Татьяна». Образец обаяния, внутренней красоты, сдержанности и нравственности. Героиня Пушкина – совмещение простоты, мудрости, наивности, человечности, стойкости. Она покорила моё сердце навсегда.
– Любимое произведение?
- Их много: «Мастер и Маргарита», «Евгений Онегин», «Война и мир». Люблю современную русскую и зарубежную литературу. Моей настольной книгой является сборник рассказов А. П Чехова, в которых найдёшь ответы на все жизненные вопросы. Это удивительная вещь.
– Дайте совет ученикам. Как достичь успеха?
- Совет очень прост, вытекает из нашей беседы. Должна быть цель, некий идеал, к которому надо стремиться. Главное - желать, прилагать усилия. Всегда нужно верить в мечту и много работать, чтобы осуществить её. Слова поэта Заболоцкого должны стать девизом: «Душа обязана трудиться// И день и ночь, и день и ночь!».
Автор: Екатерина Савельева.
Расскажите на страницах городского портала Myslo о вашем педагоге, которого вы считаете лучшим, которому благодарны или которого просто часто вспоминаете.
До 28 августа 2023 года (включительно) присылайте свои трогательные и душевные истории об учителях на почту [email protected] или загружайте сами сюда на сайт — регистрация в два клика.
А по итогам конкурса Myslo подготовит интервью с героями самых интересных историй.
Три автора-победителя получат памятные призы от портала Myslo и подарочный набор от Фонда «Эмпатия»: сумку-шопер, ежедневник и уютный свитшот или стильную футболку в модных бежевых тонах с сердечным принтом.
Жюри выберет трех победителей:
- по мнению редакции — будет оцениваться стилистика, наличие фото и видео в публикации, эмоциональность и содержание текста;
- по мнению Фонда «Эмпатия» — будет оцениваться стилистика, наличие фото и видео в публикации, эмоциональность и содержание текста;
- по мнению читателей — публикация, набравшая больше всего лайков в народном голосовании.
Победителей объявим после 1 сентября на сайте Myslo. Следите за новостями.