1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Места
  5. Аз, буки и веди страшат, что медведи - MySlo.ru
Аз, буки и веди страшат, что медведи
Так проходили занятия в сельской школе конца XIX века

Аз, буки и веди страшат, что медведи

О том, как учились на Руси до 1917 года, рассказывает журналист, краевед Николай Шалунов.

В дореволюционной России для широких масс существовала система элементарного обучения. Начальное образование делилось на светское (земские школы) и духовное (церковно-приходские). Крестьянские дети редко преодолевали первую ступень.

Начальные школы имели 3−4-летний курс обучения. Если число учеников не превышало 50 человек, то на всех был один учитель. Все учились в одной комнате, независимо от пола и возраста. Изучали закон Божий, русский язык (чтение, письмо, грамматику), простую арифметику. На уроках русского, объясняя чтение, учитель сообщал детям элементарные сведения по природоведению, истории России, географии. Ни о каких уроках физкультуры не было и речи. Всеобщего обязательного начального образования в царской России не существовало до краха империи Романовых.

Начало XX века, Ефремов. Духовное училище (ныне Средняя школа №1)

Вот как описывает писатель Николай Успенский занятия в сельской школе XIX века (нашему земляку довелось по­трудиться учителем в Ефремовском уезде):

«Представьте себе грязное, лишённое воздуха помещение, битком набитое юными слушателями. Затем буквально искалеченный шкаф, наполненный какими-то рваными книгами. Препорученное мне училище играло роль церковной сторожки, куда в антрактах между заутреней и обедней стекались прихожане. Без всякого зазрения совести рвали учебные пособия, делали из них носогрейки (самокрутки. — Прим. авт.).

- Но вот бы и купили за свой счёт замок и петли дверцев шкафа, — сказал мне Лев Николаевич Толстой при нашей с ним встрече в Ясной Поляне.

- Не на что было купить и этой безделицы.

Я рассказывал Толстому о том, как лёжа на печке, находившейся тут же, в классе, старшина бесцеремонно вмешивался в мои беседы с учащимися и пьяным голосом поучал: „Вот вам учитель говорит: чти отца твоего, чти мать твою… А нынче разве почитают дети своих родителей? Ни в жисть!“ Толстой весело смеялся».

 

Первые школы Тулы

Первая школа была открыта в 60-е годы XVII века на Каширских железных заводах у деревни Ченцово (Заокский район). В XVIII веке в Богородицке при конном заводе была основана «школа конюховых детей». Будущий дворцовый конюх должен был уметь грамотно составить письменный отчет о расходе овса для коней царского экипажа.

В 1761 году открылась одна из старейших школ-долгожительниц — Белёвское духовное училище. В своё время его выпускником стал знаменитый санитарный врач Пётр Белоусов, основавший парк в Туле.

Начало XX века, Белёв. Мужское духовное училище

Спустя 20 лет в Туле открылась настоящая народная школа — для любых учащихся, независимо от происхождения. В 1784 году волостное крестьянское училище появилось в Богородицке.

 

«В угол, на горох!»

Учение давалось школярам нелегко, особенно деревенским. Им приходилось читать по одной-двум книжкам, имевшимся только у учителя. Книги были дороги, в руки их детям не давали даже в школе. Руками трогать страницы запрещалось, их перелистывал педагог, а ученик читал текст для всех.

Русские буквы тогда имели каждая своё название: Како он — кон, буки ерык — бык, глаголь аз — глаз. Попробуйте что-нибудь разобрать!

«Аз, буки и веди страшат, что медведи», — говорили ученики. Неуспевающих ставили на горох и секли розгами. А раз в неделю секли всех без разбору — для профилактики.

Телесные наказания в школе были естественны и ратования за их отмену воспринимались как ересь.

Успенский вспоминал свои юные годы, проведённые в Тульском уездном училище: «В восемь утра в классе была тишина. Учитель сидел на кафедре и рассматривал по замечаниям, кто не знал урока. Человек 30 он вызвал к двери и сошёл с кафедры. Став перед осуждёнными и сделав рукой взмах, как дирижёр перед открытием пьесы, учитель крикнул: «Высечь!»

 

«Идти в науку — терпеть муку»

Впрочем, поступившие в школу могли оставить её в любой момент. Из каждых 40−50 учащихся школу заканчивали 7−8 человек. Большинство учились два года и бросали эту муку. Те же, кто преодолел все трудности, пользовались почётом и уважением.

Приступая к такому важному делу, как учение, в семье будущего школьника разыгрывался настоящий спектакль. Сначала гадали на обучение. Родители варили горшок каши и выносили его во двор. Будущий ученик брал палку, ударял по горшку, и все смотрели, далеко ли полетели брызги. Чем дальше, тем способнее ученик.

С поклонами и радушными приветствиями встречали родители «учителя» — местного дьяка. Усаживали его в красный угол под иконами, и отец подводил к нему отрока. Будущий ученик трижды кланялся дьяку до земли, а тот ударял его три раза плёткой по спине, напоминая, что «идти в науку — терпеть муку».

Получив в подарок шмат сала, яйца и ситный пирог, дьяк выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы впредь отрок ходил к нему сам.

 

Три дня без пищи

В 1801 году в Туле появилось самое известное и крупное учебное заведение того периода — Тульская духовная семинария. Учились здесь не только дети духовенства. Кроме обязательных предметов (русский язык, литература, физика, химия, математика) преподавали основы медицины, чтобы священник мог поставить диагноз. Учили французскому и немецкому, греческому и латыни.

Семинаристы жили на полном пансионе. За крупный проступок на день и более лишались еды. Вот пример действительно крупного проступка. Семинарист купался в Упе нагишом, повесив одежду на ближайшую иву. Проходивший полицейский решил, что студент утопился. Пока руководство решало, как объявить в епархии о самоубийстве ученика, на улице раздался страшный визг. Несчастный декорировал себя прибрежной растительностью и пытался неудачно прокрасться в учебный корпус, но до смерти напугал своим видом проходивших мимо тулячек. В итоге — три дня без еды.

 

А как же девочки?

До начала XIX века они, как правило, были неграмотны, однако в начальном женском образовании Тула оказалась одним из самых передовых городов России после Санкт-Петербурга и Москвы. Первое женское училище появилось в 1832 году в Одоеве, а спустя 6 лет в Туле открылся первый женский пансион по образцу Смольного института благородных девиц. Девочки жили в учебном заведении. Делились на «парфеток» — хороших учениц и «мовешек» — плохих учениц. Плохие ученицы приговаривались к «чёрному» или «ленивому» столу: в обед им полагался лишь кусок хлеба, который они ели стоя. Для отличниц — «прилежный» стол с дополнительными вкусностями.

Выпускницы получали звание учительницы начальных училищ, могли преподавать на дому. Со временем правила поведения и обучения в женской гимназии № 1 смягчились. Девочки стали посещать дневные занятия, а жить дома.

К началу ХХ в. Россия оставалась страной с низким уровнем образования. Неграмотность населения составляла 76%.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

17 февраля 2016, в 12:19 +16
Другие статьи по темам
Место
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Милый дом мы украшали как могли
Милый дом мы украшали как могли
Зима из детства
Зима из детства

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.