Своим появлением тульский аэропорт обязан армии. С первых месяцев Великой Отечественной здесь базировалась истребительная и военно-транспортная авиация. В ноябре 1943-го в Клоково прибыли французские лётчики полка «Нормандия». Новобранцы осваивали истребители Як-1 и учились работать в парах: пилот французский — механик русский. На счету полка, встретившего Победу в Кенигсберге, было более 5000 боевых вылетов. Экипажи «Нормандии-Неман» провели 869 воздушных боёв, сбив 268 и подбив 80 вражеских самолётов, уничтожили немало боевой техники на земле.
Благодаря удачному расположению аэродром Клоково почти никогда не закрывался по метеоусловиям,
поэтому мог служить запасным аэродромом для Москвы
За плечами аэропорта Клоково — большая и славная военная история. Однако сегодня нас интересует история мирная, связанная с гражданскими перевозками.
В начале пути
Итак, в 1959 г. был образован Тульский объединённый авиа-отряд (ОАО), укомплектованный самолётами Ан-2, Як-12 и Ан-24. В августе того же года начали совершаться регулярные рейсы — как местные, так и по стране.
Ан-2 летали исключительно по Тульской области (Новомосковск, Куркино, Волово), в Брянск и в Москву (аэропорт Быково).
Кому доводилось летать на «кукурузнике», тот помнит, как он «ухал» во все воздушные ямы, попадавшиеся на пути. Дети веселились — им это напоминало качели-«лодочки» в парке, а взрослые обливались холодным потом и прятали позеленевшие лица в специальные «рвотные» пакеты…
Помимо пассажирских перево-зок трудяги-«кукурузники» активно использовались в сельском хозяйстве для опрыскивания полей специальной «химией».
На самолётах Ан-24 в то время тоже летали, правда, недалеко — в Брянск, Калугу, Орёл, Рязань.
Терминал
15 марта 1968 г. было сдано в эксплуатацию здание аэровокзала — почти на год позже намеченного срока. Ситуация для времени, когда народ пятилетку в 3−4 года осваивал, нетипичная. Ладно бы там возводили архитектурное чудо, но нет — типовой проект!
Аэровокзал получился небольшой и довольно уютный. На первом этаже бодро функционировал буфет с закусками, ситро и чаем, на втором — ресторан «Сокол». До 1971 г. по вечерам здесь играл биг-бэнд Анатолия Кролла, работавшего при Тульской филармонии. Именно в её стенах в 1963 году он создал свой знаменитый джазовый оркестр. В числе музыкантов, услаждавших слух посетителей «Сокола», появлялся, говорят, миниатюрный красавец с контрабасом — Вилен Иванович Токарев. Сегодня мы знаем его как Вилли Токарева.
«Под крылом самолёта о чём-то поёт…»
- Ресторан «Сокол» одно время был любимым местом журналистских посиделок — там можно было спокойно отдыхать, не боясь нарваться на чиновников, — вспоминает журналист Константин Шестаков. — А ещё потому, что начальником аэропорта до середины 70-х был полковник в запасе, легендарный лётчик, Герой Советского Союза Африкант Платонович Ерофеевский, который нас, журналистов, любил и опекал. Иногда в «Соколе» по этой причине мы могли посидеть «в долг».
Африкант Ерофеевский
Когда открывали летнюю навигацию рейсами в Сочи и КавМинВоды, он приглашал корреспондентов и фотографов осветить это событие. Мы являлись, бесплатно мчались к морю со всем возможным на то время комфортом, успевали купнуться, попить пивка, вернуться на борт, прилететь в Тулу и сдать репортаж в номер.
Бывали дальние командировки. Помню, отправили меня в Киев брать интервью у защитников Тулы — генералов Ивана Веремея и Михаила Максимцова. Короче, самолёт наш взлетел, я отправился к знакомым стюардессам в их закуток. Только выпил первую рюмочку коньяку, заходит командир. Осерчал почему-то и велел меня высадить… в Киеве (самолёт там останавливался на дозаправку).
…Кстати, в нашем аэропорту дислоцировались уникальные планёры, которыми тянули тяжёлую технику для экспедиций на Северный полюс. Лет 7−8 назад видел ещё их останки, сейчас, наверное, растащили уже…
«Летайте самолётами «Аэрофлота»!
На рубеже 80-х, 90-х гг. Тульский объединённый авиаотряд выполнял рейсы более чем в 30 городов СССР, в том числе в Анапу, Сочи, Киев, Кишинёв, Ростов, Симферополь, Волгоград, Воронеж, Астрахань, Свердловск, Казань, Челябинск, Оренбург, Смоленск, Вильнюс, Донецк, Днепропетровск, Одессу. Л-410 смоленского авиа-отряда через Тулу ходили в Тамбов, Пензу и Саратов. Из Кишинёва через Киев летал к нам Як-40, а другой Як летал из Новгорода через Тулу в Краснодар.
А цены! Вы помните, какими смешными были цены на перелёты? До Одессы — 24 рубля, до Симферополя — 25, до Анапы — 23, до Сочи — 30 советских рублей. Некоторые граждане (работники сферы обслуживания, фарцовщики, зубные техники
Отлетались…
С 1970-х годов в составе Тульского объединённого авиаотряда (лётный отряд УГАЦиА № 294) эксплуатировались самолёты: Ан-2 (23 шт.), Ан-24 (7 шт.) и Ан-26 (2 шт.). Пик авиаперевозок был достигнут в 1990−91 годах, но с 92-го частоту рейсов сократили, а некоторые отменили как нерентабельные. Так началась «деградация» авиаотряда. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1993 году. Окончательно отряд «обездвижился» к концу 90-х. В 2001 году аэропорт исключили из реестра аэродромов. Самолеты были распроданы, и некоторые из них, по слухам, до сих пор летают в африканских странах. В здании
аэровокзала находится нынче большой строительный супермаркет. На смену радости встреч и печали расставаний пришёл блеск импортной сантехники…
Попытки не засчитаны
В 2004 г. рассматривался вопрос о создании «воздушного такси» «Москва — Тула — Москва», но одобрения проект не нашёл. Тогдашний директор областного департамента транспорта в интервью одному из изданий заявил: «…этот проект — утопия. Тульский аэропорт давно прекратил существование. Всё, кроме взлётной полосы (которая осталась за Минобороны), распродано».
В 2011 г. областные власти рассматривали проект возобновления деятельности аэропорта.
В 2013 году обсуждался вопрос передачи инфраструктуры аэродрома в муниципальную собственность.
Было даже издано, говорят, некое распоряжение о создании авиационного кластера на базе Клоковского и Ефремовского аэродромов. Однако дальше этого дело не пошло. А жаль.
Ещё совсем недавно из Тулы можно было улететь на самолёте в десятки ближних и дальних городов страны
Наша справка:
Герой Советского Союза Африкант Платонович Ерофеевский. В годы войны он совершил 1250 боевых вылетов — больше всех лётчиков мира. Летал на английских, американских, немецких самолётах, забрасывал за линию фронта советских разведчиков. После войны был испытателем первых отечественных вертолётов, участвовал на них в параде на Красной площади. Совершал полёты в Арктику. Умер в 1976 году, похоронен на 1-ом кладбище, на доме, где жил (пр. Ленина, 63) — мемориальная доска. Его именем названа улица в Пролетарском районе.
Снимки из фотоархивов Игоря Копытова,
Константина Шестакова, Михаила Тенцера