Когда у Тулы были крылья

На фото: Тульский журналист Константин Шестаков. 1973 год.

Когда у Тулы были крылья

Предлагаем вспомнить тульский аэропорт, откуда в разные концы Советского Союза разлетались и куда прилетали когда-то десятки тысяч пассажиров. 

Своим появлением тульский аэропорт обязан армии. С первых месяцев Великой Отечественной здесь базировалась истребительная и военно-транспортная авиация. В ноябре 1943-го в Клоково прибыли французские лётчики полка «Нормандия». Новобранцы осваивали истребители Як-1 и учились работать в парах: пилот французский — механик русский. На счету полка, встретившего Победу в Кенигсберге, было более 5000 боевых вылетов. Экипажи «Нормандии-Неман» провели 869 воздушных боёв, сбив 268 и подбив 80 вражеских самолётов, уничтожили немало боевой техники на земле.

Благодаря удачному расположению аэродром Клоково почти никогда не закрывался по метеоусловиям,
поэтому мог служить запасным аэродромом для Москвы
 
В 1992 году ветераны полка — и наши, и французы — приезжали в Клоково на празднование 50-летия легендарного боевого соединения. Был по этому поводу устроен большой и хороший авиационно-спортивный праздник. Похоже, последний…

За плечами аэропорта Клоково — большая и славная военная история. Однако сегодня нас интересует история мирная, связанная с гражданскими перевозками.

В начале пути

Итак, в 1959 г. был образован Тульский объединённый авиа-отряд (ОАО), укомплектованный самолётами Ан-2, Як-12 и Ан-24. В августе того же года начали совершаться регулярные рейсы — как местные, так и по стране.

Ан-2 летали исключительно по Тульской области (Новомосковск, Куркино, Волово), в Брянск и в Москву (аэропорт Быково).

Кому доводилось летать на «кукурузнике», тот помнит, как он «ухал» во все воздушные ямы, попадавшиеся на пути. Дети веселились — им это напоминало качели-«лодочки» в парке, а взрослые обливались холодным потом и прятали позеленевшие лица в специальные «рвотные» пакеты…

Помимо пассажирских перево-зок трудяги-«кукурузники» активно использовались в сельском хозяйстве для опрыскивания полей специальной «химией».

На самолётах Ан-24 в то время тоже летали, правда, недалеко — в Брянск, Калугу, Орёл, Рязань.

Терминал

15 марта 1968 г. было сдано в эксплуатацию здание аэровокзала — почти на год позже намеченного срока. Ситуация для времени, когда народ пятилетку в 3−4 года осваивал, нетипичная. Ладно бы там возводили архитектурное чудо, но нет — типовой проект!

Аэровокзал получился небольшой и довольно уютный. На первом этаже бодро функционировал буфет с закусками, ситро и чаем, на втором — ресторан «Сокол». До 1971 г. по вечерам здесь играл биг-бэнд Анатолия Кролла, работавшего при Тульской филармонии. Именно в её стенах в 1963 году он создал свой знаменитый джазовый оркестр. В числе музыкантов, услаждавших слух посетителей «Сокола», появлялся, говорят, миниатюрный красавец с контрабасом — Вилен Иванович Токарев. Сегодня мы знаем его как Вилли Токарева.

«Под крылом самолёта о чём-то поёт…»

- Ресторан «Сокол» одно время был любимым местом журналистских посиделок — там можно было спокойно отдыхать, не боясь нарваться на чиновников, — вспоминает журналист Константин Шестаков. — А ещё потому, что начальником аэропорта до середины 70-х был полковник в запасе, легендарный лётчик, Герой Советского Союза Африкант Платонович Ерофеевский, который нас, журналистов, любил и опекал. Иногда в «Соколе» по этой причине мы могли посидеть «в долг».


Африкант Ерофеевский

Когда открывали летнюю навигацию рейсами в Сочи и КавМинВоды, он приглашал корреспондентов и фотографов осветить это событие. Мы являлись, бесплатно мчались к морю со всем возможным на то время комфортом, успевали купнуться, попить пивка, вернуться на борт, прилететь в Тулу и сдать репортаж в номер.

Бывали дальние командировки. Помню, отправили меня в Киев брать интервью у защитников Тулы — генералов Ивана Веремея и Михаила Максимцова. Короче, самолёт наш взлетел, я отправился к знакомым стюардессам в их закуток. Только выпил первую рюмочку коньяку, заходит командир. Осерчал почему-то и велел меня высадить… в Киеве (самолёт там останавливался на дозаправку).

…Кстати, в нашем аэропорту дислоцировались уникальные планёры, которыми тянули тяжёлую технику для экспедиций на Северный полюс. Лет 7−8 назад видел ещё их останки, сейчас, наверное, растащили уже…

«Летайте самолётами «Аэрофлота»!

На рубеже 80-х, 90-х гг. Тульский объединённый авиаотряд выполнял рейсы более чем в 30 городов СССР, в том числе в Анапу, Сочи, Киев, Кишинёв, Ростов, Симферополь, Волгоград, Воронеж, Астрахань, Свердловск, Казань, Челябинск, Оренбург, Смоленск, Вильнюс, Донецк, Днепропетровск, Одессу. Л-410 смоленского авиа-отряда через Тулу ходили в Тамбов, Пензу и Саратов. Из Кишинёва через Киев летал к нам Як-40, а другой Як летал из Новгорода через Тулу в Краснодар.

А цены! Вы помните, какими смешными были цены на перелёты? До Одессы — 24 рубля, до Симферополя — 25, до Анапы — 23, до Сочи — 30 советских рублей. Некоторые граждане (работники сферы обслуживания, фарцовщики, зубные техники и т. п.) летом позволяли себе уик-энд на море. Что касается простых граждан, не имеющих побочных доходов, то и они могли себе позволить полететь на самолёте из Тулы в гости к родне, живущей в Саратове, Челябинске или Оренбурге.

Отлетались…

С 1970-х годов в составе Тульского объединённого авиаотряда (лётный отряд УГАЦиА № 294) эксплуатировались самолёты: Ан-2 (23 шт.), Ан-24 (7 шт.) и Ан-26 (2 шт.). Пик авиаперевозок был достигнут в 1990−91 годах, но с 92-го частоту рейсов сократили, а некоторые отменили как нерентабельные. Так началась «деградация» авиаотряда. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1993 году. Окончательно отряд «обез­движился» к концу 90-х. В 2001 году аэропорт исключили из реестра аэродромов. Самолеты были распроданы, и некоторые из них, по слухам, до сих пор летают в африканских странах. В здании

аэровокзала находится нынче большой строительный супермаркет. На смену радости встреч и печали расставаний пришёл блеск импортной сантехники…

 

Попытки не засчитаны

В 2004 г. рассматривался вопрос о создании «воздушного такси» «Москва — Тула — Москва», но одобрения проект не нашёл. Тогдашний директор областного департамента транспорта в интервью одному из изданий заявил: «…этот проект — утопия. Тульский аэропорт давно прекратил существование. Всё, кроме взлётной полосы (которая осталась за Минобороны), распродано».

В 2011 г. областные власти рассматривали проект возобновления деятельности аэропорта.

В 2013 году обсуждался вопрос передачи инфраструктуры аэродрома в муниципальную собственность.

Было даже издано, говорят, некое распоряжение о создании авиа­ционного кластера на базе Клоковского и Ефремовского аэродромов. Однако дальше этого дело не пошло. А жаль.

Ещё совсем недавно из Тулы можно было улететь на самолёте в десятки ближних и дальних городов страны

Наша справка:


Герой Советского Союза Африкант Платонович Ерофеевский. В годы войны он совершил 1250 боевых вылетов — больше всех лётчиков мира. Летал на английских, американских, немецких самолётах, забрасывал за линию фронта советских разведчиков. После войны был испытателем первых отечественных вертолётов, участвовал на них в параде на Красной площади. Совершал полёты в Арктику. Умер в 1976 году, похоронен на 1-ом кладбище, на доме, где жил (пр. Ленина, 63) — мемориальная доска. Его именем названа улица в Пролетарском районе.

Снимки из фотоархивов Игоря Копытова,
Константина Шестакова, Михаила Тенцера

Автор: Елена Рябикова, 12 мая 2016, в 08:25 +45
Другие статьи по темам
Место
Прочее
Наши знакомые насекомые
Наши знакомые насекомые
Как воевали бойцы Тульского рабочего полка. Часть 2
Как воевали бойцы Тульского рабочего полка. Часть 2