Новомосковская «Катюша»: В День Победы по городу проедет живая история

Фото Дмитрия Чербы.

Новомосковская «Катюша»: В День Победы по городу проедет живая история

С конца марта на МКП «Комбинат специального обслуживания» кипит работая: рабочие должны успеть до 9 мая поставить на ход легендарную боевую машину БМ-13, или же просто «Катюшу».

25 марта 2015 года новомосковскую «Катюшу» отправили на реставрацию на МКП «Комбинат специального обслуживания». Боевая машина 27 лет простояла на постаменте возле Музея истории города. Но в честь 70-летия Победы администрация города решила вернуть «Катюше» прежний вид и даже вернуть на ход, чтобы она могла возглавить Парад Победы 9 Мая в Новомосковске:

Вадим Жерздев, глава администрации Новомосковска

- Все, конечно, зависит от того, в каком состоянии она сейчас находится, насколько не пострадала ее материально-техническая база. Если мы поймём, что она исправно работает, что механизмы не подведут, то 9 Мая «катюша» возглавит праздничное шествие.

Боевая реактивная установка БМ-13, которая до недавнего времени покоилась на постаменте возле здания историко-художественного музея Новомосковска, принимала участие в боях за Сталиногорск во времена Великой Отечественной войны.

«Катюша» Бм-13 на базе стз-5 ведет огонь по вражеским позициям.

В 1941 году «Катюша» произвела залп на льду Шатского водохранилища. Лед не выдержал, и автомобиль ушел под воду. Там он покоился до 1988 года, когда группа энтузиастов по инициативе ветерана Юрия Андреевича Никишина подняла «Катюшу». Экспедицией руководил журналист Ваиз Юнисов, ему помогали водолазы, десантники, учащиеся ПТУ, а технику выделили местные предприятия.

БМ-13 после подъема со дна Шатского водохранилища. Ноябрь 1988 год

Уже год спустя восстановленная «Катюша» приняла участие в Параде Победы в Новомосковске, после чего заняла почетное место на постаменте.

Сейчас боевая машина стоит в одном из цехов МКП «Комбинат специального обслуживания». Машину восстанавливают три человека. И дело это нелегкое, признается Сергей Полотняк, директор МКП «Комбинат специального обслуживания»:

Сергей Полотняк

Сергей Полотняк

- Я контролирую процесс восстановления «Катюши». В честь 70-летия Победы приняли решение ее снять, покрасить и привести в надлежащий вид, так как с годами она стала выглядеть плоховато. Наша бригада сейчас занимается тем, чтобы вернуть машину на ход. В настоящее время восстановление ходовых качеств «Катюши» закончено на 70%. Большое продвижение и в техническом и в визуальном плане.
Трудностей очень много возникло с оборудованием из-за сильной коррозии. Все радиаторы, трубки, карбюратор, генератор, стартер очень тяжело давались, но мы для себя поставили цель: не применять неоригинальных деталей. Все детали, которые сейчас на «Катюше» они сейчас просто проходят восстановление. Все детали родные, потому что ставить новодел — это кощунство.

Команда, которая занимается восстановлением «Катюши» (слева направо):
Игнатов С. М., Ключников В. Б. и Кинжебаев А. К.

После Парада новомосковскую «Катюшу» законсервируют и вернут на постамент около музея.

Сергей Игнатов, рабочий

- Работать с этим автомобилем очень интересно, это же живая история, легенда! В России таких машин-то ведь больше и нету. База у нее — трактор СТЗ-5. Восстанавливаем без чертежей, можно сказать наугад. Мы же не трактористы, доходим до всего в процессе.

Залповая установка.
Пусковая установка, которая приводит в действие миномет БМ-13−16.

Кстати, в Параде Победы в Новомосковске примет участие и военный автомобиль УралЗиС-5.

Большой фоторепортаж из цехов, где завершается восстановление новомосковской «Катюши» — в галерее Myslo!

технические характеристики
  • Число мест в кабине 2
  • Число мест в кузове 8
  • Длина, мм 4150
  • Ширина, мм 1855
  • Высота (по кабине), мм 2360
  • База опорных катков, мм 1795
  • Колея (по серединам гусениц), мм 1435
  • Ширина гусениц, мм 310
  • Шаг трака гусеницы, мм 86
  • Дорожный просвет, мм 288
  • Ширина гусениц, м 0,31
  • Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52−56 л.с.
  • Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
  • Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
  • Грузоподъёмность платформы, кг 1500
  • Масса прицепа, кг 4500
  • Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
  • Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
  • Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
  • Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
  • Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
  • Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
  • Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
  • Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Автор: Алена Гвоздева, 17 апреля 2015, в 16:11 +5
Другие статьи по темам
Фронтовая эпопея Валентины Кирсановой
Фронтовая эпопея Валентины Кирсановой
Великая Победа
Великая Победа