Сезон боев
Кулачные бои, несмотря на стихийную природу, имели правила и даже календарь. «Турниры» проходили по системе осень – весна. Начинали драться в основном с Николы Зимнего, то есть с 6 декабря, до Масленицы. Дрались для забавы, не насмерть, просто показать удаль молодецкую. Бились деревня против деревни, улица против улицы, одна часть города против другой. В Туле, например, зареченцы дрались с незареченцами или заводские оружейники с посадскими.
Кулачный поединок для затравки начинали дети.
Прежде чем начаться бою, разыгрывался обряд. Для затравки из стенки выбегали дети, которые задирали сверстников из противоположного лагеря. Происходило это до тех пор, пока за младших не вступались взрослые. Дети убегали, а мужики начинали драться по правилам. Бить разрешалось в грудь, голову или живот (не ниже пояса).
Кулачный бой перед ночлежным домом Бугрова.
Фото М. Дмитриева, 1890-е.
Никаких посторонних предметов участники драки в руках не должны были иметь, за это смертным боем нарушителей лупили и свои, и чужие.
Но железные «толкачки», «плитки» и проч. все равно применялись. Иногда стороны могли сделать перерыв в бою, после чего продолжить.
Гиляровский описывал три вида кулачных боев:
Владимир Гиляровский
Стенка на стенку, свалка-сцеплялка и один на один. В первом случае лучшие бойцы не участвовали в бою, а подключались, если неприятель пробивал «стенку». Самыми сильными считались участники боев один на один. У каждого был раскрут (болельщики, которые ставили на них заклады)».
«Наши n-ские драку любят-с»
В дошедших до нас воспоминаниях тульского мещанина ХVIII века Абрама Булыгина есть упоминание о том, что он «в кулачных боях великим полководцем бывал; пятьюстами двух тысяч побивал». Это говорит о размахе, который принимали такие бои. Мужского населения, по данным ревизского учета, было в Туле 8 300 в 1767 году и 10 200 в 1784. То есть в драке на 25000 бойцов участвовало от 25 до 30% мужчин всех возрастов.
Бои чистого понедельника завершали зимнюю серию, продолжавшуюся с выпадением снега каждое воскресенье. «Во все это время Тула разделяется на две стены, на Московскую и Градскую; каждая имеет своих богатырей и своего атамана», – рассказывал в книге «Записки русского путешественника», изданной в XIX веке, А. Глаголев. Cам Абрам Булыгин был одним из таких атаманов, товарищи зазывали его «с нами на кулачный бой полководничать, а нам чтобы биться».
Одного фаната кулачных боев, некоего Ивана Абрамыча, описывает Глеб Успенский:
Глеб Успенский
Он мог перечислить всех лучших бойцов лет за двенадцать поименно, мог припомнить наиболее громадные битвы и кровопролития...
Ни дать, ни взять современный спортивный болельщик!
А вот что рассказывал об этой забаве герой «Растеряевых типов и сцен» Глеба Успенского Гаврила Зайкин:
– Наши n-ские драку любят-с. Это у нас первое удовольствие. И летом и зимой у нас всё драки бывают-с, то есть для удовольствия… Зимою больше на реке дерутся – место ровное. Летом – тут недалечко, за семинарией. Опять тоже постом, в чистый понедельник, блины у нас вытрясают… В это время тоже драка у нас бывает крупная. Порядок у нас свой-с… Первое дело бойцы у нас есть, этакие особенные ловкачи… Н-ну, побьются об заклад – кто кого; которые заклад держат, сейчас они дают знать «в свою улицу» ребятам-с. Объявляют ребятам, так, мол, и так, в такой-то день… ну и собираются. И бойцы в нашей стороне первейшие!.. По слухам-то так и выходит, что нигде, почитай, этаких бойцов нету… Да у нас, что я вам скажу, у нас был один боец, почтальон, так он что же? – кочерги эти гнуть, али бы деньги серебряные в трубку свертывать, это ему – тьфу! Он … человека с одного маху в гроб вгонял! И не то чтобы с подвохом каким… а честь честью, по чистой совести: перво-наперво он показывает народу кулак, разжимает его, чтобы видели все – ничего нету, рука чистая! Опять то возьмите в расчет – в опасные места, примерно в висок, он не бил, ни-ни! А бил он как следует, по правилу, по чистой совести, и с одного маху в гроб человека закатывал. Вот-с!..
«Кулачный бой на Москва-реке».
Картина Бориса Кустодиева. 1897 год.
Бойцы в Туле были знаменитые. «В половине 1700-х годов и долго потом славились в «стачках» казанские суковщики, а из отдельных бойцов – Алеша Родимый, Никита Долговязый», – писал в 1912 году журнал «Русская старина». Автор статьи рассказывает о правилах и распорядке боев:
– «Ну, выходи, выходи!!! – вызывали бойцы противников, более или менее себе равных, и если находился такой, образовывался бой в одиночку – поединок.
Победа одного из единоборцев иногда решала бой, и побитая сторона бежала, а иной раз бой продолжался. Общая свалка принимала гомерические размеры.
В спину убегающему бить воспрещалось – можно было только лицом к лицу.
После каждого, в особенности очень многолюдного боя, непременно были тяжко побитые и даже убитые.
На снегу, по льду реки оставались лежать без движения тела, товарищи убирали их и забирали с собою или вмешивалась полиция.
С боями боролись. Так, предписанием Тульской духовной семинарии предупреждалось, что семинаристы «ходить на зрелища, как то: на кулачные бои, звериную травлю, конское ристание и другие подобные отнюдь не должны».
Но и сами драчуны были начеку – как правило, на приближении к месту поединка ставились в дозоры мальчишки. И полицейские могли застать кого-то врасплох, только если караульные излишне увлекутся происходящим. Как только становилось известно о приближении стражей порядка, бой прекращался, и соперники спокойно расходились.
Вот что писала в 1912 г. «Тульская молва»: «Городской десятник Лобачев сообщил Управе, что в последних числах июля предполагается устройство кулачных боев в местности близ нового парка в районе третьей части. Возможно ожидать поломки деревьев в парке». Третья часть города – это нынешнее Заречье, новый парк, соответственно, Комсомольский парк. Там же в 1914 г. сообщалось следующее: «Наряду с тем констатируется печальный факт. Чулковский сад, устроенный отделом русского общества охранения народного здравия для детских игр, весь поломан и затоптан. Объясняется это тем, что подвижным играм в Чулкове предпочитаются… кулачные бои».
Остров Хортица. Вслед за запорожским атаманом из Тулы
Судаченковым хлопцы идут на кулачный бой.
Хлебный король
Один из самых знаменитых тульских кулачников – хлебный король, купец Иван Пармёнович Колоколин, он же Пармёшка, или Пармёныч. Колоколин владел несколькими пекарнями в городе и продавал самый дешевый в Туле хлеб. И был известен как устроитель по праздникам кулачных боев, в которых участвовало иногда до 500 человек. И сам в них бился.
Колоколин слыл большим любителем азартных развлечений. Здоровый седой старик, как описывают его в воспоминаниях, гонял по городу на малорослых иноходцах, был известным картежником, любителем конной охоты, театра и пения.
Волшебный и страшный ореол
Гражданская война и эпоха строительства социализма не сразу отбили охоту к боям. Дрались в Чулково, в Заречье, у храма Сергия Радонежского, «у колодезя».
«За последнее время в Заречье происходят кулачные бои, в которых принимают участие и подростки, и их отцы. Уж больно пришлось по душе невежественным любителям сильных ощущений, число которых с каждым днем растет, привлекая массу ротозеев, это варварское развлечение», – писал в 1922 г. «Коммунар». Там же – описание одного из таких мероприятий.
«Широкая дорога между «семинарской» частью города и «подьяческой». По сторонам огороды. Дальше – поля. Это – «белобородовская мыза», арена кулачных боев. Солнце на закат, когда стали стекаться со всех сторон бойцы – «на мызу». Началось с маленьких, с «огольцов», как называют ребятишек на местном жаргоне.
– Э… э… эй!! Давай, давай!!
Потом в кулаки. Сойдутся, разойдутся.
За «огольцами» – подростки. «Подьяческая» сторона против семинарской. За подростками следуют 20-летние и старше. Дело принимает серьезный оборот. Пришли «вожди». Много пьяных. Идет «всесветная» ругань. За каждым словом – стая трехэтажной ругани. Атмосфера пьяно-кабацкая. И это в пролетарской Туле…
«Семинарские» лидеры кулака: Генька Фомин, Филька Кузин, Дридадон. «Подьяческие» лидеры: Васька Стекольщик и Портные (три брата).
Каждая сторона разделилась на три стены. Идут стенами. Вышибают зубы. Подбивают глаза, ломают ребра.
Гвалт. Свистки. Дикие выкрики. Бой достиг высшего предела. Вышли и старики на подмогу. Волнами ходит человеческая масса… Дерутся не менее тысячи человек».
О тульских боях слухи ходили за пределами города. Известный эстрадный исполнитель Вячеслав Малежик, который мальчишкой жил под Тулой, вспоминал: «Я наслушался душераздирающих историй. Одна из них о том, что какой-то мальчик переносил велосипед через Упу и утонул. Другая – о кулачных боях зареченских с незареченскими. Для меня Тула была окутана одновременно волшебным и страшным ореолом».
Впрочем, это уже были легенды. В середине 20-х годов кулачные бои в Туле умерли.