В Тульском цирке стартует «Горская легенда о любви»

Фото Дмитрия Дзюбина.

В Тульском цирке стартует «Горская легенда о любви»

Корреспонденты Myslo побывали на генеральной репетиции новой программы и пообщались с руководителем конно-балетного спектакля Тамерланом Нугзаровым. 

Темпераментные джигиты, грациозные лошади и ловкие гимнасты — всё это «Горская легенда о любви». 17 сентября в Тульском цирке стартует новая программа. Накануне премьеры корреспонденты Myslo побывали на генеральной репетиции и пообщались с руководителем конно-балетного спектакля, цирковым артистом с 58-летним стажем Тамерланом Нугзаровым.

В новой программе есть место всем традиционным цирковым номерам — воздушные гимнасты, жонглёр с кубиками, клоуны и дрессированные животные от собачек до медведей и леопарда.

Но главная изюминка спектакля — конный аттракцион народного артиста РФ, лауреата Государственной премии и главного джигита отечественного цирка Тамерлана Нугзарова. В спектакле участвует 25 лошадей. Такого больше нет ни в одной цирковой программе мира.

Автор и режиссёр постановщик программы Тамерлан Нугзаров рассказал об истории спектакля и особенностях работы с животными.

- Как пришла в голову идея создать такую колоритную и яркую программу с лошадьми?

- Программа создавалась ещё в 1971 году. У некоторых кавказских народов есть обычай, если женщина бросает платок между враждующими мужчинами, но ссора должна прекратиться. Этот номер лёг в основу «Горской легенды». Сейчас в программе задействовано 25 лошадей. Такого нет больше нигде. Специалисты потихоньку уходят из конного цирка. А это искусство передаётся из поколения в поколение. Можно прочитать много книг, но без тренера ничего не выйдет. Это непростая работа. Зимой и летом нужно быть с лошадьми — перевозить их, кормить, лечить. А на манеже создавать яркую программу. У меня все номера энергичные. Джигит — это быстрый человек.

- Программе уже 45 лет, а с течением времени в ней что-то изменилось?

- Всегда что-то меняется. Без этого не получится хорошей программы. В цирке есть такие артисты, которые всю жизнь показывают одни и те же номера. Но так можно с ума сойти! Я всегда думаю, размышляю, как можно улучшить выступления, костюмы. Мы создали три разных программы, у каждой своя история. Работаем как в театре, создаём полноценные спектакли. Почему я это делаю? Сам понять не могу!

- На что-то кроме цирка остаётся время?

- Конечно, остаётся. Я езжу по конезаводам, ищу новых лошадей, людей. А ещё мне повезло с семьёй. Мы с женой живём вместе уже 40 лет. Светлана была сильной гимнасткой, а теперь ведущая. Она поднимается по лестнице на лошади и кидает тот самый платок в начале программы. У меня вообще очень цирковая семья. Внуку шесть лет, а он уже сидит в седле — цирковой артист в шестом поколении.

- Лошадям на манеже приходится нелегко. Как они восстанавливаются?

- Их нужно вовремя кормить, мыть. После программы мы сворачиваем сено в жгут и растираем им мышцы. Если что-то болит, накрываем попоной, втираем лекарства. Всё как у людей. У лошадей бывают колики, например, совсем как у грудных детей.

- А любимчики в программе у вас есть?

- Моя жена!

- А среди животных?

- Все мои лошади — любимчики. Я не должен выделять никого. Конечно, смотрю, кто как работает. Тех, кто отстаёт, хочется быстрее обучить. Они знаете, как халтурят? В репетиции делают одно, а в работе другое. У каждой свой характер. Запомните, животные не умеют только разговаривать, во всём остальном совсем как мы. Они узнают музыку за кулисами. Лошади очень своенравные, сидишь иногда в седле, и не знаешь, что тебя ожидает.

- Есть убеждение, что животных в цирке мучают…

- Всё зависит от хозяина. Есть такой артист Николай Павленко. У него на манеж сразу выходили 18 тигров. Как он за ними ухаживает! У него учились многие дрессировщики. Все тигры живут вместе. Их разделяют только во время еды. Так он с ними обращался как с маленькими детьми. Сам убирался у них в вольере. Когда такое отношение, то и животные отвечают взаимностью — знают вас, ваш запах, голос, узнают шаги. А есть руководители, которые следят за программой издалека. У них в плохом состоянии и лошади, и артисты.

Это чаще относится к частным циркам. Их нужно закрыть все до одного! Их руководители экономят на содержании зверей. Однажды я оставил своего леопарда у знакомого, владеющего таким частным зоопарком. Я потом его не узнал. Пощупал животное — одни кости!

- С лошадьми тяжело переезжать и работать?

- Ситуации бывают разные. Мы побывали в 25 странах. Однажды добирались из Питера до Аргентины 28 дней. Лошадей перевозили на всех видах транспорта, кроме подводной лодки — самолёте, машинах, ходили даже пешком. Но когда вы знаете свою профессию, то всё даётся легко. Тем, кто жалуется на работу, совет только один — увольняться. Я свою профессию люблю. И если бы мне предложили вернуть время назад и заново выбрать работу, я снова пришёл бы в цирк.

Автор: Оксана Грудинина, 17 сентября 2016, в 10:11 +2
Софья Колокольцева:  «Я путешествую автостопом»
Софья Колокольцева: «Я путешествую автостопом»
Выходные в Туле: 16-18 сентября
Выходные в Туле: 16-18 сентября