Стратегию 16 января в здании ТулГУ представил Илья Беспалов, первый заместитель главы администрации Тулы. Документ насчитывает более 600 страниц, на которых описаны идеи социально-экономического развития города до 2018 гогда и на перспективу до 2030-го. Большинство из них позаимствованы из опыта французского Монпелье, который за тридцать лет из ничем непримечательного городка превратился в центр высоких технологий.
Трамвайно-пешеходная улица в Монпелье. В сеть городского транспорта входят автобусы и четыре трамвайные линии. А в 2007 году открыли прокат велосипедов
Илья Беспалов
Это не просто дань моде. Города, живущие по старинке, не соревнуясь с другими городами по уровню и качеству жизни, рискуют потерять свой главный ресурс — активную трудоспособную часть населения, которое уедет в другие места: более комфортные для проживания и с высоким уровнем жизни.
По мнению экспертов, наступивший 2015 год пройдёт «в поисках равновесия на нефтяном и валютном рынках», и ожидать хоть какого-нибудь улучшения ситуации можно не раньше 2016 года. Поэтому Тула должна найти для себя новые точки роста. Для этого городу нужна чёткая система управления долгосрочным развитием.
Наша стратегическая цель — попасть в первую десятку городов-лидеров Российской Федерации по уровню социально-экономического развития и привлекательности для жителей. Разработчики стратегии предлагают несколько идей.
Оружейную столицу, как в городе Монпелье, поделят на три части: историческую зону, среднюю с жилыми массивами и зону развития на землях бывшего Ленинского района Тулы.
В чём плюсы этого предложения?
- Во-первых, это позволит сформировать историко-туристическое ядро города.
- Во-вторых, создать промышленно-рекреационные жилые посады. Конкуренция между ними приведёт к быстрому росту инновационного сектора экономики, обслуживающего потребности жителей.
-
В-третьих, такая схема позволит строить комфортное малоэтажное жильё со всей необходимой инфраструктурой — магазинами, детсадами, больницами
и т. п.
Зона развития, в которой реализуют новую систему расселения; Средняя зона Тулы; Центральная зона — историческая часть города;
Производства; Жилые дома; Музеи и выставки; Общепиты; Инженер-парк; Пешеходная зона; Гостиницы и отели.
Евгений Авилов, глава администрации Тулы:
Евгений Авилов
Одним из основных показателей развития города является количество людей, проживающих в нём. Он отражает качество уровня жизни населения. Люди должны стремиться приезжать в наш город, а туляки — не хотеть покидать его, чтобы работать в других регионах страны.
Поэтому, по словам Евгения Авилова, перед муниципалитетом стоит много задач, например, надо:
- создать совместно с промышленностью и предпринимателями новые рабочие места
- ликвидировать заброшенные здания и места в городе
- сделать город интересным и перспективным для молодёжи. Таким, чтобы местные жители не смотрели в сторону других городов
- продумать создание фонда служебного жилья, чтобы привлекать специалистов, связанных со сферами медицины, детского спорта и др.
В бизнес-вузе будут готовить специалистов инженерного профиля. Они займутся развитием инновационных производств в городе. А презентации проектов по развитию города покажут в инженер-парке, который разместят в Центральной зоне Большой Тулы. Также для него планируют задействовать часть территорий ТОЗа, Машзавода и ТулГУ. Инженер-парк по задумке станет инновационным туристическим центром Тулы.
Татьяна Рыбкина, министр культуры и туризма Тульской области:
Татьяна Рыбкина
Губернатор Тульской области Владимир Груздев поставил перед нами задачу: надо организовывать для жителей новые, яркие и современные мероприятия. Нам надо позиционировать себя как регион, проводящий масштабные фестивали и праздники, на которые будут приезжать люди из разных регионов и стран. Например, с 25 по 27 марта в Тульской области пройдёт межрегиональный фестиваль «Салют Победы». Мы ожидаем, что благодаря этому мероприятию гостями города станут представители порядка 20 регионов.
- Мы не можем найти человека, который бы занялся архитектурным обликом города. А в связи с перспективной застройкой территорий города вопросов, которые надо решать, достаточно много, — отметил Евгений Авилов.
По словам главы администрации, из-за того, что место главного архитектора пустует, идёт несистемная работа, а значит, неэффективная.
На заседании штаба по развитию города представили основные направления развития. Сама же концепция полностью охватывает все сферы жизни города.
- Всего выделено 300 задач. Стратегия обеспечит решение стратегических проблем города, — отметил Беспалов. — С 27-й позиции Тула поднимется на 1-е место.
В феврале стратегию рассмотрят на расширенном заседании штаба с участием губернатора Тульской области. Затем её вынесут на общественное обсуждение.
А после утверждения концепции тульские организации также примут свои стратегии развития, основываясь на задачах городской концепции.
На кого равняемся?
Монпелье находится на юге Франции. Город признан центром инноваций Европы и самым удобным для жизни во Франции.
Население центральной части Монпелье — 250 тысяч человек, а население окрестностей города — более 600 тысяч человек. Это студенческий город: около 25% населения — молодёжь не старше 25 лет. В последние десятилетия Монпелье переживает активный рост экономики. Здесь расположены предприятия, работающие в области медицинских, информационных, агротехнических технологий, а также в сфере энергетики, управления водными ресурсами.
В городе хорошо сохранились памятники старины — здания, целые кварталы и улицы.
2020 год — начало активной реализации всех проектов стратегии.
2030 год — этап подведения итогов.
Перенимаем опыт. Какой город вам понравился?
Анна Климова
В Праге, столице Чехии, меня поразили не только архитектура, чистота, доступность социальных объектов, но и пунктуальность общественного транспорта. Если информационное табло гласит, что автобус придёт в 12.14, значит автобус придёт ровно в 12.14 и ни минутой позже. Согласитесь, что такого чёткого следования расписанию не хватает тульскому общественному транспорту. Я бы хотела, чтобы тульские чиновники взяли на заметку опыт пражских руководителей.
Алёна Чаплыгина
Я много путешествую, и, признаться, Тула не ассоциируется у меня с мегасовременным городом. Мне кажется, что Германия могла бы послужить неплохим примером. Мне бы хотелось, чтобы в Туле появилось больше парков или были преображены уже имеющиеся, как например, изменённый до неузнаваемости любимый Белоусовский парк.
Юлия Вронская
Тула для меня родной город. Я его люблю именно потому, что он «мой» и я его хорошо знаю. Но можно сделать так, чтобы он был объективно лучше для жителей:
- улицы должны быть чистыми, чтобы они не пачкали обувь, а дороги такими, чтобы не портили машины
- нам нужна правильная организация сбора и вывоза бытового мусора
- важно обратить внимание на визуальный облик города: сейчас за безвкусным «разноцветием» не разглядеть город
- я уверена, что должно быть место, где продают только местные продукты — хороший магазин с невысокими ценами
- больше качественных уличных мероприятий с «умными развлечениями» и хорошими артистами
- дворы с большими парковками
- все люди, которые работают в сфере обслуживания, должны проходить «тренинги вежливости»
Как пример для Тулы я бы обозначила город Веймар в Германии. Этот небольшой город живёт интересной жизнью и во многом развивается благодаря своему культурному наследию.
Три идеи, которые так и не воплотились в жизнь
-
Зареченский и Советский районы соединить новым мостом.
Об этом в феврале 2010 года заявил Михаил Иванцов, на тот момент глава администрации Тулы. Мост планировали построить в районе сахарного завода, а ещё городские власти хотели расширить ул. Ф. Энгельса. -
Восточный обвод достроить до Венёвского шоссе.
Такое заявление делал экс-губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. Предполагалось, что в 2011 году тульские дорожники начнут строительство второй очереди Восточного обвода. Закончить этот объект планировали в 2013 году. -
Построить два аэропорта — в Туле и Ефремове.
Такую новость в январе 2011 года сообщил Вячеслав Дудка. Как отметил экс-губернатор Тульской области, осенью 2011 года будут разработаны планы аэропортов. На аэродроме Клоково предполагали открыть производство — технологические линии по сборке самолётов местных воздушных линий и вертолётов.